Методическое сопровождение педагога как одно из условий обеспечения качества образования.

    Пожалуй, я начну с притчи: "Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону. “Есть 5 вещей, которые ты должен знать, – сказал он карандашу, – прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть. Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Мастеру держать тебя в своей руке и позволишь другим людям иметь доступ ко многим дарам, которыми ты обладаешь. Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом и создавать совершенство. Третье: ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь. Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя, это твой стержень. И пятое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать ДЕЙСТВОВАТЬ”. Карандаш понял и пообещал помнить об этом; он был помещен в коробку с призванием в сердце". «К чему это?» - скажете вы. Все очень просто – каждый из наших учеников - тот самый карандашик, каждый из нас – педагогов – тот самый карандаш. Попробую доказать вам это. Реализация в полном масштабе стандартов второго поколения ставит перед нами, учителями, совсем непростую задачу – не просто вооружить ребенка определенной суммой знаний, но и научить ДЕЙСТВОВАТЬ. В чем суть этого слова в контексте требований ФГОС? Я считаю, что учитель спрашивает с ученика не только слова заученного урока (предметные результаты), но смысл и самую суть его (метапредметные результаты) и судит о пользе, которую он принёс, не по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни, то есть по применению знания в непривычной ситуации (личностные результаты), чтобы проверить, понял ли ученик как следует и в какой мере усвоил изученное». Мое мнение разделяет французский философ и педагог Мишель Монтень. Этому высказыванию более 400 лет, однако, на мой взгляд, здесь как нельзя лучше говорится о том, что требует современный стандарт образования. Те самые универсальные учебные действия, которые мы теперь должны суметь сформировать в ученике, и есть ДЕЙСТВИЕ – действие по постановке перед собой цели, которой надо достичь, по видению перспектив своей работы, по умению добывать информацию, да и просто умение ориентироваться в современном мире, делать выводы, применять знания. Теперь, давайте, определим, каков он, современный ученик, так сказать «ФГОСник». Если говорить с юмором, то он – одно из чудес света, оснащенное мобильником, планшетом, ноутбуком, предпочитающий виртуальное общение, мыслящий клипами, подчас имеющий обрывки знаний, осколки впечатлений. Если говорить серьезно, то это обычный человек своего времени, воспитанный в информационном мире, достаточно компьютеризированный, получающий хорошие отметки и плохие, иногда дерзкий, иногда трогательно открытый, отличный собеседник, доверчивый и умный. В общем замечательный, но совсем другой...(в хорошем смысле слова). Рядом с ним – учитель. Снова с юмором – это человек, хронически больной школой, в большинстве своем – это очень талантливый фанатик, чудак, который все-таки может «наступить на горло» своей творческой песне и почти вовремя заполнить все необходимые журналы, сдать отчеты и проверить все тетради. А еще это человек, знающий, что лучшее средство от старости – общение с детьми. А если серьезно?

    Большинство педагогов, преподающих в нашей школе, на момент введения ФГОС основного общего образования воспитывались в индустриальном (но не информационном) мире. Это, безусловно, профессионалы с большой буквы, добившиеся в своей профессии многого, но… это учителя со сложившейся системой преподавания, со сложившимися стереотипами планирования и проведения урока. А ФГОС ставит перед ними совершенно новые цели. Это ли не повод растеряться, разочароваться в себе, почувствовать свою профессиональную некомпетентность в изменяющихся условиях? Согласитесь, у каждого из нас бывают моменты, когда хочется остановиться, оглянуться, проверить - насколько мы успешны, результативны в своей работе? Насколько качественно мы выполняем свои задачи? Переосмысливая себя в профессии, нужно помнить, что любая реформа, в том числе и введение и реализация ФГОС, рождается в первую очередь в душе учителя. И любая реформа – это повод стать тем самым карандашом, то есть начать ДЕЙСТВОВАТЬ. Для обеспечения максимально комфортного для учителя перехода на ФГОС ООО стала очевидной организация такой системы методической работы с кадрами, которая была бы направлена на создание системы непрерывного профессионального развития педагога. В современных условиях развития образования, методическая работа выполняет роль стимула в профессиональном развитии учителя, способствует его самореализации, решению личных профессиональных проблем, позволяет достичь большего удовлетворения на педагогическом поприще. Уровень профессиональной компетентности, профессионального развития учителя в значительной мере зависит, с одной стороны от саморазвития самого учителя, с другой от эффективной системы методической работы. Процессы введения ФГОС требуют специально организованной деятельности методической службы, нового содержания профессиональной компетенции педагогических кадров.

    Методическое обеспечение включает в себя необходимую информацию, учебно-методические комплексы, то есть разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации профессиональной педагогической деятельности. Это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции, включающий, помимо методического оснащения такие компоненты, как совместная продуктивная работа методиста и педагога, апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий, а также информирование, просвещение и обучение кадров. Целью методического сопровождения в условиях внедрения ФГОС является обеспечение профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития. От качества работы учителя зависит и качество обучения учащихся. В современных условиях только активная жизненная позиция, повышение профессионального мастерства помогает педагогу обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование. Не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. Семимильными шагами идет развитие национально-региональной системы учительского роста как фактора обеспечения качественного общего образования. Системное непрерывное обновление профессиональных знаний и приобретение новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области информатизации, профессиональные конкурсы в целях предоставления возможностей для профессионального и карьерного роста; наставничество, общественные инициативы и проекты. Повысилась роль общественно-профессиональных сообществ в системе образования. В настоящее время существует около двух десятков уже сложившихся сетевых педагогических сообществ. Большие возможности педагогу предоставляют такие ресурсы, как «Сеть творческих учителей», Педсовет, проект «Открытый класс», «ПроШколу.ру», инфоурок, видеоурок. Информационная начинка современного образования — электронные журналы, дневники, презентации, интерактивные доски, онлайн-доклады. Большое значение приобретает профессиональное сотрудничество педагогов внутри школ и между образовательными организациями для повышения качества работы. Для этого у нас в районе созданы школьные и районные методические объединения. Я, как руководитель районного методического объединения учителей биологии, хочу поблагодарить коллег за активное участие в работе методического объединения и плоды такой работы вы все видите. Ученики нашего района ежегодно становятся победителями и призерами различных региональных и всероссийских конкурсов по биологии и экологии, участвуют в муниципальном и региональном этапах ВОШ, выступают с докладами на региональных научно-практических конференциях.

    Учитель «новой школы» - специалист, мотивированный на работу с учащимися, открытый новшествам, способный к своему личностному и профессиональному развитию, хорошо разбирающийся в психологии ребёнка, владеющий современными образовательными технологиями, в совершенстве знающий свой предмет. Современной школе нужны новые педагоги, глубоко знающие свой предмет, владеющие разнообразными методическими средствами, имеющие основательную психолого-педагогическую подготовку, умеющие искренне сотрудничать с детьми. Поэтому важнейшим направлением методической работы является организация самообразования педагогов. Следует отметить, что с целью ликвидации несоответствия между реальным уровнем профессиональной подготовки педагогов и необходимым для успешного решения задач, стоящих перед школой в современных условиях подготовки педагогических работников, учителя района непрерывно совершенствуют профессиональные компетенции и педагогическое мастерство через обучение по дополнительным профессиональным программам различной тематики. Региональным институтом развития образования проводятся, как очные мероприятия, так и различные он-лайн конференции, семинары, вебинары. Современному педагогу не нужно даже выходить из дома, чтобы пройти обучение по какому-либо направлению. В этом смогли убедиться педагоги, задействованные проведении ОГЭ и ЕГЭ, обучение проходило

    Активно в текущем году проходило дистанционное образование педагогов на платформе Мираполис. Отдел естественнонаучных дисциплин, провел ряд обучающих семинаров для биологов района, по вопросам, связанным с подготовкой учащихся к ЕГЭ.

    Еще одним результатом работы учителя является его участие в профессиональных конкурсах, подготовка методических пособий, публикация материалов о педагогическом опыте в периодической и профессиональной печати. Ведение своего профессионального сайта, с одной стороны хлопотно, требует времени, но с другой, это возможность получить отклик коллег, их оценку. И опять же хочу поблагодарить и отметить своих коллег Лукьянову З.В., Туркину Л.В., Карлова В.Н., Терехову Л.Н., Корогодину С.Л., Власову С.В., которые повышают свою профессиональную компетентность, идут в ногу со временем и щедро делятся педагогическим мастерством с коллегами, выступая заседания РМО, на конференциях, публикуясь в сборниках, ведя свои персональные сайты. В современных условиях педагогу необходимо быть конкурентоспособным, уметь транслировать свой опыт и презентовать себя. Давно известна истина, что получение вузовского диплома - не финиш, а старт. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Об этом хорошо сказал В.А. Сухомлинский «Если вы хотите быть любимым учителем, заботьтесь о том, чтобы питомцу вашему было что в вас открывать. Если же вы несколько лет один и тот же, если ушедший день ничего не прибавил к вашему богатству, вы можете стать постылым и даже ненавистным».

    Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод, что при планировании работы методических объединений необходимо учитывать опыт каждого учителя, его квалификацию, уровень теоретической и методической подготовки, профессиональные интересы и много другое.. Это даст возможность каждому учителю принять участие в методической работе, поделиться своим методическим багажом, перенять у коллег то, что способствует повышению квалификации учителя и качества обучения. А результатами методической работы должны стать: положительная мотивация; расширение кругозора педагогов о содержании ФГОС нового поколения; повышение методического мастерства педагогов в процессе освоения ими новых технологий, созданию действующей информационно-методической базы по внедрению ФГОС и активное участие педагогов в творческих конкурсах, конкурсах профессионального мастерства. Однако уже сегодня можно сказать с уверенностью, что задачи, которые ставит перед нами федеральный государственный стандарт второго поколения нам по плечу. И очевидно одно: призвание в наших сердцах делает нас, учителей, теми самыми "карандашами" из притчи и позволяет нам научить быть такими "карандашами" каждого из наших учеников.

    Что пожелать вам, коллеги? Вспомните какими вы были в школьные годы и каждый день культивируйте в себе мысль, что ошибки и есть главный ресурс в приобретении знаний, что их надо не бояться, а уметь использовать в обучении, а иногда и не замечать, если они не мешают пониманию. Согласитесь, что это применимо и к нам с вами.

    «Всегда нужно ставить амбициозные задачи. Высокая планка – высокий и результат»…Высоких вам результатов и достижений в новом учебном году.

    Воробьёва Елена Николаевна, руководитель районного методического объединения учителей биологии общеобразовательных организаций Колпнянского района.

     

    27.08.2019 г.

    В этом разделе:
    Версия для слабовидящих



    Навигация