Актуальные задачи муниципальной образовательной системы по повышению эффективности и качества общего образования на 2019-2020 учебный год.

    Накануне нового учебного года, в преддверии очень важного праздника Дня Знаний, по сложившейся традиции мы подводим итоги прошедшего года, обсуждаем назревшие проблемы, анализируем и определяем пути их решения, а также намечаем перспективы дальнейшего развития отрасли образования в Колпнянском районе.

    В рамках указа президента РФ Владимира Владимировича Путина от 7 мая 2018 года "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" одним из ключевых является реализация национального проекта «Образование», рассчитанного на 2019-2024 годы.

    Всего в него включены 10 подразделов - федеральных проектов: "Современная школа", "Успех каждого ребенка", "Поддержка семей, имеющих детей", "Цифровая образовательная среда", "Учитель будущего", "Молодые профессионалы" (повышение конкурентоспособности профобразования), "Новые возможности для каждого", "Социальная активность", "Экспорт образования" и "Социальные лифты для каждого".

    Цель нацпроекта - обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности.

    Муниципальная система образования продолжает развиваться в контексте государственной образовательной политики, направленной на обеспечение доступности качественного образования, отвечающего современным требованиям.

    В своем выступлении сегодня, мне бы хотелось остановиться на наиболее значимых результатах развития системы образования нашего района и задачах, которые нам с вами предстоит решать в новом учебном году.

    На начало 2019 - 2020 учебного года сеть образовательных организаций района представлена: 14-ю общеобразовательными организациями с 1-м филиалом и 1-ой дошкольной образовательной организацией с тремя подразделениями.

    Уважаемые коллеги! Сегодня дошкольное образование - часть общего образования. Его первая ступень. В связи с этим эффективная реализация ФГОСов дошкольного образования является ключевым и приоритетным направлением деятельности системы образования.

    Дошкольные образовательные организации посещают 220 воспитанников. Очередности на получение мест в детских садах нет.

    На базе детского сада «Солнышко» организованы консультационные пункты, которые предоставляют методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь родителям детей, не посещающих детские дошкольные учреждения.

    Современные условия для реализации программ дошкольного образования создаются, в том числе, для детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день, в детском саду 2 ребёнка – инвалида и 15 детей с ограниченными возможностями здоровья обучаются по адаптированным программам дошкольного образования.

    100% работников дошкольных учреждений прошли курсы повышения квалификации по вопросам введения стандарта. 30 % воспитателей повысили квалификацию по программе инклюзивного образования.

     Одним из ведущих показателей качества образования является охват детей и подростков от 6,5 до 18 лет общим образованием. По итогам 2018-2019 учебного года этот показатель составил 100 %. В новом учебном году в школы района придёт 1176 ученик, в том числе: 111 первоклассников.

    В настоящее время, в районе продолжается создание системы оценки качества образования, которая предусматривает три уровня организации оценивания: уровень образовательного учреждения, муниципальный и региональный. Выстроена целостная система процедур и технологий оценки индивидуальных образовательных достижений, охватывающая весь цикл обучения в общеобразовательной школе - с 1 по 11 классы, которая осуществляется посредством мониторинговых исследований.

    Начальной точкой для вышеназванных исследований стало «Изучение готовности первоклассников к обучению в школе». В данном исследовании ежегодно принимают участие все общеобразовательные учреждения района, учителя начальных классов, первоклассники и их родители. Цель проводимого исследования - изучение стартовых возможностей детей, пришедших в школу. Результаты данного мониторинга свидетельствуют о том, что 93% детей подготовились к школе, как в образовательных организациях, так и с помощью родителей.

    Серьезным шагом по совершенствованию муниципальной системы оценки качества образования является участие школ района в реализации программы Национальных исследований качества образования и во Всероссийских проверочных работах.Результаты Всероссийских проверочных работ показали - обученность и качество соответствуют показателям федеральной выборки.

    Главный показатель качества образования - итоговая аттестация выпускников 9 и 11 классов.

    В 2018/2019 учебном году пункты проведения экзаменов и за курс основного и за курс среднего общего образования были организованы на базе Колпнянского лицея.

    К государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования были допущены 123 выпускника школ района. В форме ГВЭ государственную итоговую аттестацию проходили 5 обучающихся и 1 на дому. 117 сдавали основной государственный экзамен.

    По состоянию на 01.08.2019 года доля выпускников, успешно завершивших ГИА-9 составила 95,2 %. В сравнении с прошлым годом (93,2%) успешно завершивших государственную итоговую аттестацию увеличился на 2 %.

    В 2019 году, по результатам итоговой аттестации, 7-ми обучающимся вручены аттестаты особого образца, что составило 5,7% от общего числа выпускников.

    К государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования были допущены 82 обучающихся 11 классов, которые успешно освоили общеобразовательные программы за курс среднего общего образования, сдали единый государственный экзамен и получили аттестат.

    В ЕГЭ по русскому языку приняли участие 82 выпускника средних школ района. Все успешно преодолели минимальный порог баллов, установленный Рособрнадзором. Свыше 80 баллов набрали 19 человек (23,2%), из которых 6 набрали более 90 баллов. Наибольшее количество баллов (96) набрала выпускница МБОУ «Ярищенская СОШ». Средний балл по району составил 69,4. (24 балла для аттестата, 36 баллов для поступления в ВУЗ).

    По итогам результатов ЕГЭ по математике (базовый уровень) с заданиями справились 100% обучающихся. Средний балл по району составил 4,4.

    ЕГЭ по математике (профильный уровень) сдавали 34 выпускника. 100% обучающихся преодолели минимальный порог баллов (27 б). Наибольшее количество баллов набрали обучающиеся МБОУ «Колпнянский лицей», МБОУ «Колпнянская СОШ №2», МБОУ «Краснянская СОШ» (72 балла). Средний балл по району составил 50,2. (27 для аттестата).

    По итогам обучения 3 выпускника из МБОУ «Колпнянский лицей», МБОУ «Дубовская СОШ» и МБОУ «Краснянская СОШ» награждены медалью «За особые успехи в учении». Высокие баллы, полученные выпускниками на ЕГЭ - это гордость педагога-наставника, школы и всего района. Сегодня, хочется выразить благодарность учителям, качественно подготовившим выпускников к государственной итоговой аттестации.

     

    Уважаемые коллеги! В сфере нашей ответственности находятся дети, нуждающиеся в особой поддержке государства и в особом отношении.

    Приоритетом для нас стала организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях.

    Доступность образования всех категорий детей с ОВЗ обеспечена в МБОУ «Колпнянский лицей» в МБОУ «Колпнянская СОШ №2», МБДОУ – детский сад «Солнышко». В районе разработана «Дорожная карта», реализация которой позволит обеспечить условия для обучения и воспитания детей с ОВЗ в учреждениях общего, дошкольного образования.

    Напомню, что с 1 сентября 2016 года все школы приступили к реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями. Все дети данной категории имеют возможность получать образование в инклюзивных классах ОО (19 классов, 32 ребёнка), осуществляется обучение на дому (10 детей). В школах разработаны адаптированные образовательные программы для обучения вышеуказанных категорий детей.

    Была проведена серьёзная подготовительная работа, ведь создание доступной среды - это не только архитектурная доступность. Это новые рабочие программы, методическое и психолого-педагогическое сопровождение, повышение квалификации педагогических и руководящих работников школ.

     

    Одним из основных направлений деятельности в современном образовании является работа с одаренными детьми.

    Результатом плодотворной работы педагогов с одарёнными детьми в Колпнянском районе являются победы наших ребят в интеллектуальных творческих конкурсах и олимпиадах. Выявление, воспитание и обучение талантливых детей – заслуга образовательных организаций. Обладателем Гранта Губернатора Орловской области стала обучающаяся Дровосеченской школы (Куркина Мария). (20 тыс., единовременная выплата). Указом Губернатора Орловской области «О назначении именных стипендий Губернатора Орловской области на 2018-2019 учебный год» именная стипендия была присвоена обучающемуся Колпнянского лицея (Воробьёву Ивану)и обучающемуся Дровосеченской средней школы (Шамсутдинову Мусе). (1200 руб. 12 месяцев). В течение года четырём обучающимся выплачивалась стипендия Главы администрации Колпнянского района. (Воробьёв Иван, Бабенкова Александра, Вислобоков Даниил (Колпнянский лицей), Корогодина Наталья (Дровосеченская средняя школа) (1 тыс. руб. 9 месяцев).

    Еще одна тема, касающаяся высокомотивированных учеников - участие во всероссийской олимпиаде школьников.

    В региональном этапе олимпиады приняли участие 7 обучающихся нашего района, из них 2 стали призерами по физической культуре – обучающиеся МБОУ «Колпнянский лицей» (Бабенкова Александра) и МБОУ «Ярищенская СОШ» (Рыбина Анастасия).

     

    Какие бы стандарты ни реализовывал педагог, личность ребенка - самая главная ценность. Образование не ограничивается уроками. Личность необходимо развивать, а также создавать условия для профессионального самоопределения, творчества, содержательного досуга детей, адаптации детей к жизни в обществе, формированию общей и экологической культуры, воспитанию гражданственности, патриотизма и любви к Родине.

    Развитию личности, раскрытию её способностей в значительной степени способствует дополнительное образование детей, которым в прошедшем учебном году было охвачено более 200 воспитанников.

     Программы дополнительного образования реализовывались в 14 общеобразовательных учреждениях, в том числе и отделении дополнительного образования детей МБОУ «Колпнянский лицей».

    На сегодняшний день, в районе 66% детей в возрасте от 7 до 18 лет обучаются по программам дополнительного образования. В этом году планируется увеличить охват детей дополнительным образованием.

    В течение учебного года обучающиеся образовательных организаций района неоднократно занимали призовые места и становились победителями региональных и муниципальных конкурсов и соревнований.

    Качество работы любого образовательного учреждения зависит от уровня профессионализма педагогических кадров. Именно поэтому к образовательному уровню педагогических и руководящих работников предъявляются самые высокие требования.

    Кадровый педагогический состав района на протяжении нескольких лет остаётся стабильным.

    В образовательных учреждениях района работает 15 руководящих и 197 педагогических работников, из которых 97,2%  имеют высшее образование, 92 % педагогов имеют высшую и первую квалификационные категории.

    Значительную роль в повышении профессиональной компетентности педагогов играют конкурсы. Профессиональные конкурсы в условиях введения ФГОС рассматриваются не просто как соревнование педагогов, а как оптимальная форма повышения квалификации, стимул для профессионально-личностного роста, включение в активную инновационную деятельность педагогических кадров. Педагоги ОУ ежегодно принимают участие в региональных конкурсах: "Учитель года" (Карлова Елена Вячеславовна, учитель истории Дубовской средней школы школы), «Воспитатель года» (Власова Елена Анатольевна), «Учитель – логопед - 2019» (Кузина Наталья Анатольевна), «Лучший преподаватель предмета Основы безопасности жизнедеятельности» (Гуляев Александр Леонидович). Обладателем Гранта Губернатора Орловской области в этом году стала учитель Колпнянского лицея Воробьёва Елена Николаевна.

    В областном конкурсе «Школа года» коллектив Тимирязевской средней школы (директор Мостипан Лариса Николаевна) занял 2 место. В областном конкурсе «Детский сад года» коллектив детского сада «Солнышко» занял 1 место.

    Сегодня особое значение приобретают непрерывное обучение и профессиональное совершенствование педагога. Следует отметить, что все педагоги района своевременно проходят курсы повышения квалификации, в том числе и через дистанционную форму, которая стала более популярной вследствие общей доступности.

    Вместе с тем в новом учебном году перед некоторыми муниципальными образовательными организациями продолжает стоять проблема нехватки кадров особенно учителей иностранных языков, в связи с введением в учебный план 2-го иностранного языка: (Колпнянский лицей, Дровосеченская СОШ), учителей математики (Ярищенская СОШ), специалистов психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса (психолог, логопед, дефектолог).

    С целью привлечения педагогических кадров в образовательные учреждения отдел образования и руководители ОО района ежегодно принимают участие в ярмарке вакансий, проводится работа по профориентации обучающихся. Учителя проходят профессиональную переподготовку с целью получения ими дополнительных знаний, умений и навыков.

     

    За отчетный год проведена работа по укреплению материально – технической базы образовательных учреждений.

    В 2019-2020 учебном году все учащиеся с 1 по 11 классы обеспечены бесплатными учебниками за счёт субвенций из областного бюджета и из муниципального обменного фонда.

    В 4-х образовательных учреждениях района имеются школьные автобусы (Фошнянской, Дубовской, Тимирязевской средних школах), в 1-м (Колпнянский лицей) – школьный автобус и автомобиль, что позволяет обеспечить подвоз обучающихся к месту учебы. В 2019-2020 учебном году ежедневно будет осуществляться подвоз 111 детей (в прошлом году 119).Ежегодные затраты районного бюджета на обеспечение подвоза обучающихся, в том числе на содержание и ремонт транспортных единиц составляют около 2 млн. рублей.

    Одно из приоритетных направлений деятельности муниципальной системы образования это приведение существующих зданий образовательных учреждений в соответствие с современными требованиями.

    В текущем году в детском саду №1 «Солнышко» проведёна замена оконных блоков на сумму 320239 рублей, осуществлен ремонт части здания по созданию условий для получения детьми-инвалидами качественного образования и приобретено специальное реабилитационное, компьютерное оборудование на сумму 406 тыс. рублей.

    В рамках реализации мероприятий по обновлению материально-технической базы в школах, расположенных в сельской местности в Тимирязевской школе ведётся работа по созданию Центра образования цифрового и гуманитарного профилей по предметным областям «Технология», «Информатика», «Основы безопасности жизнедеятельности». На эти цели выделено 1 611 869 рублей.

    В соответствии с постановлением администрации Колпнянского района в период с 1 по 12 августа проведена комиссионная проверка готовности образовательных учреждений к началу нового учебного года. По итогам проверки на 12.08.2019 г. приняты все образовательные организации.

     

    Вся проводимая многоплановая работа направлена на создание необходимых современных условий для обучения и развития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья. Многое сделано, есть положительные результаты. В наступающем учебном году нам предстоит продолжить работу в рамках государственной программы «Развитие образования на 2014-2020 годы» и муниципальной программы развития образования до 2020 г., воспитательную работу ориентировать на реализацию Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года. Стратегической целью развития сферы образования в районе по-прежнему является обеспечение высокого качества образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами общества и экономики. Значительная работа предстоит и по дальнейшему освоению новых образовательных стандартов, созданию условий, благоприятных для профессионального развития педагогов. Предстоит продолжить развитие инфраструктуры образовательных учреждений в соответствии с современными требованиями.

     

    Начальник РОО

    Серёгина Н.В.

     

    В этом разделе:
    Версия для слабовидящих



    Навигация