2025-06-04 13:19:41
В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект, предусматривающий изменение условий выдачи микрозаймов и потребительских кредитов. Этот законопроект комментирует эксперт Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС, доцент кафедры конституционного, административного и уголовного права Алексей Ястребов.
В настоящее время, согласно информации Банка России, около 60% всех потребительских займов входят в "цепочки займов", когда заемщик одновременно оформляет новый заем при наличии непогашенной задолженности по предыдущему займу (займам) или берет новый заем в день погашения предыдущего или с небольшим интервалом. При этом больше половины таких займов переоформляются в новые с наращиванием долга заемщика, то есть сумма каждого последующего займа (или нескольких займов) превышает величину предыдущего. В общем объеме выдач такие займы занимают 33%.
Подобный рост количества и общей суммы займов свидетельствует о фактической неспособности заемщика погашать свои обязательства. Долг и начисленные проценты по ранее полученным займам включаются в сумму долга по последующим займам, что приводит к кратному росту задолженности граждан.
В целях решения указанной проблемы законопроектом предлагается дополнить ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», нормой, предусматривающей запрет указанным организациям (далее - МФО) на согласование индивидуальных условий по договору потребительского займа, полная стоимость займа по которому превышает 100% годовых, до полного погашения заемщиком обязательств по ранее заключенному им договору потребительского кредита (займа) с аналогичными параметрами с любой кредитной организацией, МФО.
Также в настоящее время широкое распространение в деятельности МФО получили практики согласования с заемщиком условий прекращения обязательств по ранее заключенным договорам потребительского займа, предусматривающие возникновение нового обязательства по возврату сумм непогашенной задолженности, в рамках которого МФО замещает сумму основного долга и проценты новым денежным обязательством, продолжая начислять проценты.
В целях противодействия таким недобросовестным действиям законопроектом запрещается МФО заключать соглашения о новации обязательства по ранее заключенным договорам потребительского займа в новые договоры между теми же лицами, а также дополнительные соглашения, предусматривающие включение в состав задолженности по основному долгу по договору сумм непогашенной задолженности по процентам, неустойкам по прежним договорам.
Также законопроектом предлагается увеличить максимальный размер суммы микрозайма для МФО, предоставляющих заемные средства юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, с 5 до 15 миллионов рублей. Это связано с необходимостью пересмотра действующего лимита, который не менялся с 2018 г., расширением возможностей субъектов малого и среднего предпринимательства по привлечению доступного финансирования.
По мнению Алексея Ястребова, принятие данного законопроекта позволит снизить долговую нагрузку на граждан, будет способствовать развитию внутреннего рынка капитала и стимулирования малого и среднего бизнеса.