Гуженко Тимофей Борисович

    15 февраля 1918 -10 августа 2008

     

    Руководитель экспериментального рейса атомного ледокола " Арктика" Мурманского пароходства, министр морского флота СССР.

    Тимофей Борисович родом из деревни Татариново Малоархангельского уезда ( ныне Колпнянский район).

    В 1937 году Тимофей с отличием окончил среднюю школу и поступил на эксплуатационный факультет Одесского института инженеров водного транспорта. После завершения обучения в 1942 году он был направлен на работу в самый воюющий порт страны –Мурманский морской торговый порт на должность сменного механика, а позже начальника службы механизации.

    Противник стремился всеми силами парализовать работу единственного незамерзающего порта на Севере, лишь Советский союз самого короткого пути доставки вооружения, продовольствия и стратегических грузов. Порт всю войну подвергался непрерывным бомбардировкам немецкой авиации, практически ежедневно бомбы разрушали сооружения и механизмы портового хозяйства. Приводили к гибели докеров. Служба механизации отвечала за скорейшее восстановление работоспособности разрушенных и поврежденных портовых механизмов. Большой вклад в эту работу внес Т.Б. Гуженко.

    В 1943 году Гуженко был переведен преподавателем во Владивостокский морской техникум, чтобы обучать кадры для судов и предприятий Наркомморфлота. Однако через несколько месяцев он вернулся во фронтовой Мурманск начальником отдела механизации порта. С 1945 года работал здесь же секретарем партийного бюро порта, с 1946 по 1949 год исполнял обязанности главного инженера порта.

    После войны Тимофей Борисович осуществил свою мечту и поступил в Ленинградскую военно-морскую академию кораблестроения и вооружения им. А.Н.Крылова. Получив диплом, почти десять лет проработал на Дальнем Востоке. Став в 37 лет самым молодым начальником морского пароходства в СССР – Сахалинского.

    С 1960 года Тимофей Борисович работал в Москве, занимал должность начальника Управления кадров Министерства морского флота СССР, затем заместителя заведующего министра морского флота СССР.

    С января 1970 по сентябрь 1986 года –министр морского флота СССР. К моменту прихода на этот пост он уже имел собственную разработанную программу развития морского флота страны и добился ее реализации.

    В достаточно короткий срок морской флот из дотационной отрасли стал одним из ведущих доноров народного хозяйства: в 1980—х годах Министерство морского флота СССР по объему валютных поступлений поднялось на пятое место среди почти 80 отраслевых министерств. Гуженко произвел техническое переоснащение как флота, так и портовой инфраструктуры, перестроил организацию управления морским транспортом. Торговый флот СССР стал полностью удовлетворять потребности страны во внутренних и внешнеторговых перевозках.

    Особое внимание Т.Б. Гуженко уделял экономики Арктики и арктического судоходства. Его заслугой стало создание мощного атомного ледокольного флота СССР. К моменту назначения Гуженко министром в арсенале флота имелся лишь один опытный атомный ледокол « Ленин», к моменту же его ухода на пенсию флот имел четыре действующих атомохода и еще четыре строились на верфях. Тимофей Борисович организовал первую в мире экспедицию надводного судна на Северный полюс и лично возглавил ее, приняв таким образом на себя всю ответственность за ее возможный провал.

    17 августа 1977 года советская морская экспедиция на атомном ледоколе « Арктика» впервые в мировой истории достигла Северного полюса на надводном корабле. Поход на « верхушку планеты» и возвращение экспедиции были произведены разными маршрутами, без поломок и аварий, в минимальные сроки. Успех этого похода способствовал ускоренному строительству атомного ледокольного флота, применение которого расширило период навигации в Северном Ледовитом океане почти на 100 суток ежегодно, а в ряде районов Арктики позволило опять-таки впервые в мире открыть круглогодичную арктическую навигацию. В зону круглогодичной навигации вошли такие важнейшие арктические порты, как Дудинка, Игарка и Анадырь – места погрузки нефти в танкеры.

    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1977 года за выдающиеся заслуги в подготовке и осуществлении экспериментального рейса атомного ледокола

    «Арктика» в район Северного полюса и проявленные при этом мужество и героизм министру морского флота СССР Гуженко Тимофею Борисовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой Звезды « Серп и Молот».

    Награжден четырьмя орденами Ленина, орденами «За морские заслуги», Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, Красной звезды и « Знак Почета», медалями, наградами иностранных государств. Удостоен ряда почетных званий: « Почетный работник морского флота», « Нагрудный знак « Почетный полярник». Его имя присвоено танкеру ледового класса, вступившему в строй в 2009 году.

    Со 2 сентября 1986 года Т.Б. Гуженко –персональный пенсионер союзного значения, жил в Москве. Похоронен на Кунцевском кладбище.

    В Московском музее морского флота хранятся реликвии, связанные с работой Т.Б .Гуженко на посту министра.

    Версия для слабовидящих



    Навигация