КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА КОЛПНЯНСКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Стандарт внешнего муниципального финансового контроля СВФК 6 "Проведение экспертно-аналитического мероприятия «Аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг"»
Утверждаю:
Председатель КСП
___________Е.Н.Сухинина
« »__________20___г.
п.Колпна
2015 год
Содержание
Общие положения ...…………………………………………………………3
Общая характеристика аудита в сфере закупок…………………………….5
Предмет и объекты аудита в сфере закупок………………………………...8
Этапы и процедуры организации аудита в сфере закупок............................9
Требования, к организации, подготовке, проведению и оформлению
результатов аудита в сфере закупок…………………………………………...16
1. Общие положения
1.1. Стандарт внешнего муниципального финансового контроля «Проведения экспертно-аналитического мероприятия» (далее – Стандарт) - нормативный документ, регламентирующий правила проведения аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг в рамках реализации положений статьи 98 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
1.2. Стандарт разработан в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Положения о Контрольно-Счетной палате Колпнянского района, на основе Общих требований к стандартам внешнего государственного и муниципального финансового контроля (утв. Коллегией Счетной палаты Российской Федерации протокол от 12 мая 2012 г. № 21К (854)). При подготовке Стандарта использовались стандарт финансового контроля СФК 102 "Проведение экспертно-аналитического мероприятия" (утв. Коллегией Счетной палаты РФ, протокол от 16 июля 2010 г. № 36К (738) (с изменениями, утвержденными решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 18 ноября 2011 г., протокол № 57К (824); от 17 февраля 2012 г., протокол № 8К (841); от 20 июля 2012 г., протокол № 33К (866), Стандарт финансового контроля СФК 104 "Проведение аудита эффективности использования государственных средств" (утв. решением Коллегии Счетной палаты РФ от 9 июня 2009 г., протокол № 31К (668)).
1.3. Целью Стандарта является установление общих правил и процедур проведения экспертно-аналитического мероприятия «Аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд» (далее – аудит в сфере закупок) должностными лицами Контрольно-счетной палаты Колпнянского района (далее – орган аудита в сфере закупок).
1.4. Задачами Стандарта являются:
- установление требований, к организации, подготовке, проведению и оформлению результатов аудита в сфере закупок;
- установление основных этапов и процедур проведения аудита в сфере закупок.
1.5. Объектом стандартизации является аудит в сфере закупок, проводимый органами аудита в сфере закупок в пределах своих полномочий для осуществления анализа и оценки результатов закупок, достижения целей осуществления закупок, определенных в соответствии со статьей 13Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ).
1.6. Применение стандарта должностными лицами органа аудита в сфере закупок при проведении аудита в сфере закупок, обеспечивается с соблюдением основных принципов внешнего финансового контроля: законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.
1.7. По результатам аудита в сфере закупок, должностными лицами органа аудита в сфере закупок обобщаются результаты, в том числе устанавливаются причины выявленных отклонений, нарушений и недостатков, подготавливаются предложения, направленные на их устранение и на совершенствование контрактной системы в сфере закупок, систематизируется информация о реализации указанных предложений.
1.8. Положения Стандарта не распространяются на контрольные и экспертно – аналитические мероприятия проводимые органом аудита в сфере закупок по иным группам стандартов внешнего контроля, проведение которых регулируется соответствующими стандартами и иными локальными, документами органа аудита в сфере закупок.
1.9. Решение вопросов, возникающих в ходе проведения аудита в сфере закупок и не урегулированных Регламентом органа аудита в сфере закупок, настоящим Стандартом, осуществляется в соответствии с распоряжениями Председателя органа аудита в сфере закупок.
2. Общая характеристика аудита в сфере закупок
5.1. Аудит в сфере закупок представляет собой организационную форму экспертно – аналитического мероприятия внешнего муниципального финансового контроля осуществляемого совокупностью методов, в том числе определённых статьёй 267.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации.
5.2. Цель аудита в сфере закупок – проанализировать и оценить результативность закупок, достижения целей осуществления закупок, определенных в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ.
5.3. Для достижения цели аудита должностные лица органа аудита в сфере закупок проверяют информацию о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам (гражданско-правовым договорам) (далее – контрактам).
5.3.1. Проверка законности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам осуществляется на основании анализа положений статей Бюджетного кодекса Российской Федерации и нормативных правовых актов, устанавливающих порядок расходования средств бюджета, в том числе и на закупки товаров, работ, услуг.
5.3.2. Проверка целесообразности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам осуществляется на основании анализа установления соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, определенным с учетом положений статьи 13 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (в том числе решениям, поручениям, указаниям Президента Российской Федерации, решениям, поручениям Правительства Российской Федерации, законам Орловской области, решениям, поручениям высших исполнительных органов государственной власти Орловской области, муниципальным правовым актам Колпнянского района, а также законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок.
5.3.3. Проверка обоснованности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам осуществляется на основании оценки применения методов начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) установленных статьёй 22 и главой 3 с учётом положений статьи 18 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ".
5.3.4. Проверка своевременности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам осуществляется на основании анализа расходных обязательств обусловленных указанными расходами на соответствие их исполнению в соответствующем финансовом году с учётом сроков (периодичности) осуществления закупок по плану закупок, срока действия муниципального правового акта представительного органа Колпнянского района о местном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ и Бюджетного кодекса Российской Федерации.
5.3.5. Оценка эффективности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам (договорам) для достижения целей осуществления закупок, определенных в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ осуществляется с учётом принципа эффективности использования бюджетных средств бюджетной системы Российской Федерации, определённого ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части экономности от использования наименьшего объёма средств достигнутых указанных целей.
5.3.6. Оценка результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам (договорам) для достижения целей осуществления закупок, определенных в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ осуществляется с учётом принципа эффективности использования бюджетных средств бюджетной системы Российской Федерации, определённого ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части использования определенного бюджетом объема средств достигнутых результатов указанных целей.
2.4. В дополнение к формам и методам осуществления аудита в сфере закупок указанных в статье 98 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ должностные лица органа аудита в сфере закупок могут применять мониторинг, и методы муниципального финансового контроля определённые в статье 267.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе - ревизии, обследования, санкционирование операций.
2.4.1. Ревизия применяется в целях комплексной проверки деятельности объекта аудита (контроля), которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной (бухгалтерской) отчетности. Результаты ревизии оформляются актом.
2.4.2. Обследование применяется в целях анализа и оценки состояния определенной сферы предмета и деятельности объекта аудита (контроля). Результаты обследования оформляются заключением.
2.4.3. Санкционирование операций - совершение разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) на соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
2.4.4. Мониторинг применяется в целях сбора и анализа информации о предмете и деятельности объекта аудита (контроля) на системной и регулярной основе в рамках осуществления основных полномочий, определённых частью 2 статьи 9 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований". Результаты мониторинга оформляются в соответствии с частью 2 или частью 3 статьи 10 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" в зависимости от форм осуществления внешнего муниципального финансового контроля при проведение аудита в сфере закупок.
3. Предмет и объекты аудита в сфере закупок
3.1. Предметом Аудита в сфере закупок являются:
1) бюджет Колпнянского района;
2) проект бюджета Колпнянского района;
3) годовой отчет об исполнении бюджета Колпнянского района;
4) имущество, находящиеся в муниципальной собственности Колпнянского района, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию;
5) проекты муниципальных правовых актов в части, касающейся расходных обязательств Колпнянского района, а также муниципальных программ;
8) бюджетный процесс в Колпнянском районе;
9) документы планирования закупок товаров, работ, услуг;
10) документы регламентирующие определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
11) гражданско-правовые договора (контракты), предметом которых являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени администрации Колпнянского района, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1,4и 5 статьи 15Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
12) документы исполнения контрактов;
13) заявки заказчиков, муниципальных заказчиков, заявки участников закупки;
14) протоколы составленные по результатам закупок товаров, работ, услуг.
14) реестры закупок (договоров, контрактов);
15) информация размещённая в единой информационной системе в сфере закупок, указанная в части 3 статьи 4 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ официального сайта www.zakupki.gov.ru информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
16) иные вопросы в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом и нормативными правовых актов Колпнянского района относящиеся к полномочиям органа аудита в сфере закупок.
3.2. Объектами аудита в сфере закупок являются:
1) муниципальные органы, муниципальные казенные учреждения, действующие от имени администрации Колпнянского района, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки;
2) бюджетные, автономные учреждения, муниципальные унитарные предприятия и иные юридические лица, определённые в статье 15 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", осуществляющие закупки, в том числе с учётом положений статьи 266.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации.
4. Этапы и процедуры организации аудита в сфере закупок
5.4. Организация аудита в сфере закупок, включает следующие этапы, каждый из которых характеризуется выполнением определенной процедуры:
1 этап - подготовка и планирование аудита;
2 этап – проведение аудита;
3 этап – оформление результатов проведения аудита;
5.4.1. Процедурой этапа подготовки и планирования является получение достаточной информации, сведений и документов для проведения аудита. Этап планирования завершается за время от одной до двух недель.
На этапе планирования определяются:
- объекты и предмет аудита;
- цели и масштабы аудита;
- методы, позволяющие достичь цели аудита;
- соответствующие критерии аудита.
4.1.2. Второй этап проведения аудита осуществляется как непосредственно на объектах аудита (контроля), в ходе которых осуществляется сбор информации и фактических данных, необходимых для получения доказательств, так и по месту нахождения органа аудита в сфере закупок в зависимости от форм и методов осуществления аудита в сфере закупок указанных в п.п. 2.4. настоящего Стандарта, статье 98 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ, статье 267.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации.
На втором этапе проведения аудита составляются документы в соответствии с ч.2 или ч.3 статьи 10 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" в зависимости от форм осуществления внешнего муниципального финансового контроля, фиксирующие результаты аудита и служащие основой для заключений, выводов и рекомендаций.
В процессе формирования доказательств проводится работа по сбору информации и фактических данных в соответствии с целью аудита и вопросами аудита, по проверке их полноты, точности, объективности, приземленности и достоверности, а также осуществляется рассмотрение собранных фактических данных, в том числе определяется, являются ли эти данные достаточными для того, чтобы проанализировать и оценить законность, целесообразность, обоснованность, своевременность, эффективность и результативность расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам объекта проверки на основе используемых показателей и критериев. Если собранных фактических данных недостаточно, проводится сбор дополнительной информации.
В ходе непосредственного проведения аудита осуществляется рассмотрение деятельности объекта аудита в части, касающейся:
1) планирования закупок товаров, работ, услуг;
2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) заключения гражданско-правового договора (контракта), предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом определённом в статье 15 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
4) особенностей исполнения контрактов;
5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
6) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд органов контроля.
При этом должностными лицами органа аудита в сфере закупок должна учитываться конкретная ситуация расходования средств на каждую закупку по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам. Продолжительность проведения аудита в сфере закупок с учётом указанных этапов устанавливается на период финансового года, а в случаи заключения долгосрочных контрактов, то на плановые периоды последующих лет следующих после финансового года.
Дата начала аудита в сфере закупок определяется с даты получения органом аудита на экспертизу проекта местного бюджета, а в отношении объекта аудита определяется с даты размещения информации в единой информационной системе в сфере закупок, указанной в части 3 статьи 4 Федерального закона от 05.04.2013 г.№ 44-ФЗ официального сайта www.zakupki.gov.ru информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" и направления объектом аудита в установленном администрацией Колпнянского района порядке, заявки на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - заявка) в орган аудита в сфере закупок, датой окончания проведения аудита определяется дата достижения целей осуществления закупок, определенных в соответствии со статьей 13Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ по результатам исполнения обязательств сторонами контракта.
В случае, если в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), и заявка в указанных случаях объектом аудита на закупку товаров, работ, услуг не направляется в орган аудита в сфере закупок в порядке, установленном администрацией Колпнянского района, то дата начала проведения аудита закупок начинается с даты направления в орган аудита в сфере закупок объектом аудита в установленном администрацией Колпнянского района порядке, реестра закупок определенного ст. 73 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а датой окончания проведения аудита определяется дата достижения целей осуществления закупок, определенных в соответствии со статьей 13Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ по результатам исполнения обязательств сторонами контракта.
Для объектов аудита, не являющихся получателями бюджетных средств, но осуществляющих закупки товаров, работ, услуг в соответствии положениями Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ в случае, если в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), и заявка в указанных случаях объектом аудита на закупку товаров, работ, услуг не направляется в орган аудита в сфере закупок в порядке, установленном администрацией Колпнянского района, то дата начала проведения аудита закупок начинается с даты направления в орган аудита в сфере закупок объектом аудита в установленном администрацией Колпнянского района порядке, информации об осуществлении закупки с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в форме реестра содержащего следующие сведения:
1. краткое наименование закупаемых товаров, работ, услуг;
2. наименование и местонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей закупки;
3. цена и дата закупки;
а датой окончания проведения аудита определяется дата достижения целей осуществления закупок, определенных в соответствии со статьей 13Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ по результатам исполнения обязательств сторонами контракта.
4.1.3. Завершается процесс проведения аудита в сфере закупок третьим этапом систематизацией доказательств и оформлением заключения с выводами и рекомендациями по результатам аудита.
Определение результатов аудита в сфере закупок, формулировка на основе этих данных соответствующего заключения и выработка рекомендаций ключевые этапы процесса аудита.
Они должны включать в себя:
1) критерии аудита;
2) аудиторские доказательства;
3) результаты аудита;
4) оценку результатов закупок, достижения целей осуществления закупок;
5) выводы и рекомендации по законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки.
5.5. Если при проведении аудита должностные лица органа аудита в сфере закупок сталкиваются с фактами нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок усматривающие признаки:
5.5.1. административного правонарушения, то информация о таких нарушениях в течение трёх рабочих дней передаётся в контрольный орган в сфере закупок для проведения внеплановой и (или) плановой проверки.
5.5.2. преступления или коррупционного правонарушения незаконного использования средств бюджета местного бюджета, то информация о таких фактах незамедлительно передаётся с материалами в правоохранительные органы.
5.5.3. нарушения установленного порядка закупок товаров, работ, услуг, в том числе по видам бюджетных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации после проведения контрольных мероприятий, принятого решения о проведении такого мероприятия по признакам нарушения установленного порядка муниципальных закупок в случаи выявления фактов незаконного использования средств бюджета Колпнянского района, в которых усматриваются признаки преступления или коррупционного правонарушения, орган аудита в сфере закупок в установленном порядке незамедлительно передает материалы контрольных мероприятий в правоохранительные органы.
4.3.В процессе проведения мероприятия указанного в п.п. 4.2.3., в том числе в целях выявления фактов завышения (занижения) цен товаров, работ, услуг закупок по признакам нарушения установленного порядка муниципальных закупок, Бюджетного кодекса Российской Федерации и п.п. 2.3.3. проверки обоснованности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам (договорам) применения методов начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) установленных статьёй 22 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ аудита в сфере закупок.
Выявление фактов завышения (занижения) начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) закупок товаров, работ, услуг основывается на установлении, в том числе отличия такой цены на товары, работы, услуги, то есть цены, по которой товар, работа, услуга может быть закуплена при условии её определения и обоснования объектом аудита посредством применения метода или нескольких методов установленных статьёй 22 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ.
Для выявления фактов завышения (занижения) начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) закупок товаров, работ, услуг, должностными лицами органа аудита в сфере закупок осуществляется сопоставление анализируемой цены объекта аудита с ценой товаров, работ, услуг определяемой и обоснованной посредством применения метода или нескольких методов установленных статьёй 22 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ в процессе проведения аудита рассчитывается отклонение.
|
где:
О - отклонение анализируемой цены объекта аудита от цены товаров, работ, услуг определяемой и обоснованной посредством применения метода или нескольких методов, установленных статьёй 22 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ в процессе проведения аудита;
Цаоа - анализируемая цена объекта аудита;
Цооа - цена товаров, работ, услуг определённая и обоснованная посредством применения метода или нескольких методов установленных статьёй 22 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ в процессе проведения аудита.
Отличие анализируемой цены объекта аудита от цены товаров, работ, услуг определяемой и обоснованной посредством применения метода или нескольких методов установленных статьёй 22 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ в процессе проведения аудита признается завышенной (заниженной), если отклонение в большую или меньшую сторону составляет более 25%. Такое отличие свидетельствует о факте завышения (занижения) начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) закупок товаров, работ, услуг, объектом аудита соответственно.
4.4. Если при проведении аудита должностные лица органа аудита в сфере закупок сталкиваются с фактами нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, контроля в сфере закупок относящихся к функциям и полномочиям органов и организаций, определённых в статье 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ, в том числе и с фактами приводящими к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации, то в адрес таких органов и организаций в соответствии с их полномочиями определенными в указанной статье Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ, в течении двух рабочих дней направляется уведомление содержащие информацию по признакам нарушения допущенных объектом аудита и требование о сообщение органу аудита в сфере закупок информации по принятым мерам в отношении объекта аудита допустившего нарушения в сфере закупок.
В случае не поступления информации по принятым мерам в отношении объекта аудита допустившего нарушения в сфере закупок в течении трёх дней от органов и организаций, определённых в статье 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ, должностными лицами органа аудита в сфере закупок такая информация и информация о результатах действий (бездействий) указанных органов и организаций в случае непринятия ими мер обеспечивающих устранения и (или) мер обеспечивающих предотвращения в отношении объекта аудита выявленных нарушений, направляется в прокуратуру Колпнянского района.
5. Требования, к организации, подготовке,
проведению и оформлению результатов аудита в сфере закупок
5.1. Организация аудита в сфере закупок проводится в соответствии с годовым Планом работы органа аудита в сфере закупок, а также на основании распоряжения Председателя органа аудита в сфере закупок. Планирование деятельности органа аудита в сфере закупок осуществляется в порядке положений определённых ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", в том числе и на основании результатов контроля органа уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, финансового органа, муниципальных органов осуществляющих ведомственный контроль в сфере закупок, контроля в сфере закупок, осуществляемого заказчиками, результатов общественного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и информации по результатам обязательного общественного обсуждения закупок.
5.2. На основании плана работы и распоряжения Председателя органа аудита в сфере закупок ответственное должностное лицо за проведение аудита готовит проект программы проведения аудита в сфере закупок. Подготовка и утверждение программы проведения аудита осуществляется в порядке, установленном Регламентом органа аудита в сфере закупок.
5.3. Общую организацию аудита в сфере закупок осуществляет должностное лицо, ответственное за проведение аудита в соответствии с планом работы и распоряжением Председателя органа аудита в сфере закупок.
5.4. Должностные лица органа аудита в сфере закупок, осуществляющие аудит должны формироваться с условием, что профессиональные знания, навыки и опыт в сфере закупок позволят обеспечить качественное проведение аудита в сфере закупок.
5.5. Формирование должностных лиц органа аудита в сфере закупок, должно осуществляться таким образом, чтобы не допускалось возникновение конфликта интересов, исключались ситуации, когда личная заинтересованность сотрудников органа аудита в сфере закупок может повлиять на исполнение ими должностных обязанностей в процессе проведения аудита в сфере закупок.
В аудите в сфере закупок не имеют права принимать участие должностные лица органа аудита в сфере закупок, состоящие в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с руководством объекта аудита (они обязаны заявить о наличии таких связей). Запрещается привлекать к участию в аудите должностных лиц органа аудита в сфере закупок, которые в исследуемом периоде были штатными сотрудниками одного из объектов аудита.
В случае если в ходе аудита в сфере закупок планируется использование сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, в данном мероприятии должны принимать участие должностные лица, имеющие оформленный в установленном порядке допуск к таким сведениям.
Внешние эксперты могут привлекаться к участию в аудите в сфере закупок в случаях, когда для достижения целей мероприятия и получения ответов на поставленные вопросы необходимы специальные знания, навыки и опыт, которыми не владеют должностные лица органа аудита в сфере закупок.
Привлечение внешних экспертов осуществляется посредством: выполнения внешним экспертом конкретного вида и определенного объема работ, услуг на основе заключенного с ним контракта или договора возмездного оказания услуг;
При этом должностные лица органа аудита в сфере закупок должны учитывать следующие ограничения в случае принятия решения о привлечение внешних экспертов, которые не могут быть допущены к проведения экспертизы:
1) физические лица:
а) являющиеся либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшиеся должностными лицами или работниками заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);
б) имеющие имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза;
в) являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными с руководителем заказчика, членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками поставщика (подрядчика, исполнителя) либо состоящие с ними в браке;
2) юридические лица, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем двадцатью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более чем двадцатью процентами вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц;
3) физические лица или юридические лица в случае, если заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо и (или) косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой такими лицом или лицами экспертизы.
В случае выявления в составе внешних экспертов указанных лиц, должностные лица органа аудита в сфере закупок должны принять незамедлительные меры, направленные на привлечение для проведения экспертизы иного внешнего эксперта.
За предоставление недостоверных результатов экспертизы, заключения или заведомо ложного заключения, внешние эксперты несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.8.1. Выводы. Подготовку выводов аудита закупок необходимо начинать с всестороннего анализа и оценки сравнения собранных фактических данных и информации (доказательств), которые зафиксированы в составленных в ходе аудита актах, отчётах, заключениях и рабочих документах, с установленными критериями оценки результатов закупок, достижения целей осуществления закупок.
По итогам этого сравнения должностными лицами органа аудита в сфере закупок готовятся выводы, которые должны указывать, на законность, целесообразность, обоснованность, своевременность, эффективность и результативность расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам, установленным критериям аудита в сфере закупок.
При этом установленные критерии аудита в сфере закупок должны быть объективными, четкими, сравнимыми, достаточными позволяющими сделать всесторонние выводы о результатах закупок, достижению целей осуществления закупок определенных в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ.
Если реальные результаты закупок по планируемым к заключению, заключённым и исполненным контрактам, соответствуют установленным критериям аудита в сфере закупок, то это означает достижение объектом аудита целей определенных в соответствии со статьей 13Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ.
Их недостижение свидетельствует, в том числе о наличие причин отклонений, нарушений и недостатков, в сфере закупок объекта аудита. В случае выявления отклонений, недостатков и нарушений в заключении должны содержаться конкретные факты, свидетельствующие о недостижении целей осуществления закупок, определенных в соответствии со статьей 13Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ.
1) содержать характеристику и значимость выявленных отклонений, фактических результатов закупок объекта аудита от критериев аудита в сфере закупок, установленных в программе проведения аудита;
2) определять причины выявленных недостатков и нарушений, которые привели к не достижению целей осуществления закупок, определенных в соответствии со статьей 13Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ, и последствия, которые эти недостатки и (или) нарушения влекут или могут повлечь за собой;
3) указывать ответственных должностных лиц, заказчиков которые несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и иными нормативными правовыми актами в сфере закупок товаров, работ, услуг.
5.8.2. Предложения. Подготовка предложений является завершающей процедурой формирования результатов аудита в сфере закупок. В случае, если в ходе аудита выявлены отклонения, недостатки, нарушения, а сделанные выводы указывают на возможность совершенствование контрактной системы, должностные лица органа аудита в сфере закупок с учётом положений статьи 268.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 16 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", подготавливают соответствующие предложения для принятия мер по устранению отклонений, недостатков и нарушений которые включаются в заключение о результатах аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг.
Если результаты аудита в сфере закупок объекта аудита соответствуют установленным критериям и могут быть признаны вполне удовлетворительными, и имеются возможности повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг объекта аудита. Должностным лицам органа аудита в сфере закупок необходимо, основываясь на выводах, сделанных по результатам аудита в сфере закупок, находить возможности и разрабатывать соответствующие предложения по совершенствованию деятельности объекта аудита в сфере закупок контрактной системы в целях более высокого повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг объекта аудита.
направлены на устранение причин существования выявленного недостатка, нарушений или проблем отклонения;
обращены в адрес объектов аудита, должностных лиц, в компетенцию и полномочия которых входит их выполнение;
ориентированы на принятие объектами аудита конкретных мер по устранению выявленных недостатков, нарушений и устранения причин отклонений;
экономически эффективными, то есть расходы, связанные с их выполнением, не должны превышать получаемую выгоду, направленную для обеспечения муниципальных нужд;
направлены на получение результатов от их внедрения, которые можно оценить или измерить;
четкими и простыми по форме.
5.9. Заключение о результатах аудита в сфере закупок. Подготовка и оформление заключения о результатах аудита в сфере закупок является завершающей процедурой его проведения.
Для того чтобы обеспечить надлежащее качество заключения о результатах аудита в сфере закупок, его подготовку необходимо осуществлять методом непрерывного составления. Перед началом проведения аудита необходимо подготовить общую схему заключения, основу которой могут составить результаты предварительного изучения предмета и объекта аудита, используемые методики, принципы, подходы и технические приёмы, а также программа проведения аудита в сфере закупок. По мере получения доказательств и их фиксирования в актах, отчётах, заключениях и рабочих документах проект заключения наполняется соответствующими материалами и к концу проведения аудита формируется предварительный проект заключения.
Результаты аудита должны излагаться в заключении в соответствии с поставленными целями и давать ответы на каждую из них на основе выводов, сделанных по итогам аудита в сфере закупок. В заключении следует приводить наиболее существенные факты, свидетельствующие о достижение или не достижение целей осуществления закупок, определенных в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ, а также указывать конкретные причины отклонений, недостатков, нарушений обнаруженных или возможные последствия выявленных отклонений, недостатков, нарушений.
Одновременно при необходимости с проектом заключения подготавливаются проекты соответствующих информационных писем содержащих основные выводы по результатам аудита в сфере закупок и предложения по совершенствованию контрактной системы в адрес государственных органов, муниципальных органов, организаций и учреждений, заинтересованных в результатах аудита в сфере закупок Колпнянского района.