Контрольно-счетная палата Колпнянского района
Орловской области
Стандарт финансового контроля
СВФК - 6
АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СРЕДСТВ
Утверждаю:
Председатель КСП
___________Е.Н.Сухинина
" "__________20___г.
п.Колпна-2014
|
Содержание
|
|
1. Общие положения...……………………………………………………….……3
2. Содержание аудита эффективности…………………………………………... 4
3.Определение эффективности использования муниципальных средств……………………………………………………………………………... 5
4. Особенности организации аудита эффективности……………………………8
5. Предварительное изучение предмета и объектов аудита
эффективности……………………………………………………………..………9
6. Проведение проверки на объектах, сбор и анализ фактических
данных и информации………………………………………………………….. 16
7. Подготовка и оформление результатов аудита эффективности…………… 19
1. Общие положения
1.1. Стандарт «Аудит эффективности использования муниципальных средств» предназначен для обеспечения реализации задачи Контрольно-счетной палаты Колпнянского района Орловской области (далее – КСП Колпнянского района) по определению эффективности использования муниципальных средств.
1.2. Стандарт разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», с учетом Общих требований к стандартам внешнего государственного и муниципального финансового контроля, утвержденных Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 12 мая 2012 года № 21К (854), а также международных стандартов для высших органов аудита, разработанных Международной организацией высших органов аудита (ИНТОСАИ).
1.3. При разработке настоящего стандарта использован стандарт Счетной палаты Российской Федерации СФК 104. «Проведение аудита эффективности использования государственных средств», утвержденный решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 9 июня 2009 г., протокол № 31К (668).
1.4. Стандарт устанавливает нормы, основные правила и требования, которые должны выполняться сотрудниками КСП Колпнянского района при организации и проведении аудита эффективности использования муниципальных средств, с учетом общих правил проведения контрольного мероприятия, установленных соответствующим стандартом.
1.5. Аудит эффективности представляет собой тип финансового контроля, осуществляемого посредством проведения контрольного мероприятия, целями которого является определение эффективности использования муниципальных средств, полученных проверяемыми организациями и учреждениями для достижения запланированных целей, решения поставленных социально-экономических задач и выполнения возложенных функций.
1.6. Целью Стандарта является установление принципов, правил и процедур осуществления КСП Колпнянского района мероприятий по определению эффективности использования муниципальных средств.
1.7. Задачами настоящего Стандарта являются:
- установление критериев эффективности использования муниципальных средств;
- определение основных этапов проведения аудита эффективности использования муниципальных средств;
- определение порядка оформления результатов аудита эффективности использования муниципальных средств.
2. Содержание аудита эффективности
2.1. Предметом аудита эффективности является использование муниципальных средств.
В процессе проведения аудита эффективности в пределах полномочий КСП Колпнянского района проверяются и анализируются:
· организация и процессы использования муниципальных средств;
· результаты использования муниципальных средств;
· деятельность проверяемых организаций и учреждений по использованию муниципальных средств.
2.2. Объектами аудита эффективности являются органы местного самоуправления, муниципальные учреждения, муниципальные унитарные предприятия Колпнянского района, а также иные организации, если они используют имущество, находящееся в муниципальной собственности Колпнянского района или получают средства из бюджета Колпнянского района.
По результатам проверки и анализа деятельности указанных объектов определяется степень эффективности использования ими муниципальных средств.
3. Определение эффективности использования муниципальных средств
3.1. Эффективность использования муниципальных средств характеризуется соотношением между результатами использования муниципальных средств и затратами на их достижение, которое включает определение экономичности, продуктивности и результативности использования муниципальных средств.
Экономичность выражает наилучшее соотношение между ресурсами и результатами их использования, продуктивность характеризует рациональность использования ресурсов, а результативность показывает степень достижения намеченных целей или решения поставленных задач.
При проведении аудита эффективности устанавливается насколько экономично, продуктивно и результативно использованы муниципальные средства объектами аудита эффективности на достижение запланированных целей, решение поставленных перед ними задач, выполнение возложенных функций или определяются отдельные из указанных сторон эффективности использования муниципальных средств.
3.2. Экономичность характеризует взаимосвязь между объемом муниципальных средств, использованных объектом аудита эффективности на осуществление своей деятельности, и достигнутым уровнем ее результатов с учетом обеспечения их соответствующего качества.
Использование муниципальных средств является экономичным, если объект аудита эффективности достиг заданных результатов с применением их наименьшего объема (абсолютная экономия) или более высоких результатов с использованием заданного объема муниципальных средств (относительная экономия).
Определение экономичности использования муниципальных средств объектом аудита эффективности осуществляется посредством проверки и анализа источников и способов приобретения необходимых ресурсов. Проводится сравнение затраченных объектом аудита эффективности средств на приобретение ресурсов с аналогичными показателями предыдущего периода или с показателями других организаций.
Для оценки экономичности использования муниципальных средств необходимо установить, имелись ли у объекта аудита эффективности возможности приобретения ресурсов наиболее экономным способом и их более рационального использования для того, чтобы достигнуть поставленные цели на основе использования меньшего объема муниципальных средств или получить более высокие результаты деятельности при заданном объеме средств.
3.3. Продуктивность использования муниципальных средств определяется соотношением между объемом произведенной продукции (оказанных услуг, других результатов деятельности объекта проверки) и затраченными на получение этих результатов материальными, финансовыми, трудовыми и другими ресурсами.
Использование муниципальных средств объектом аудита эффективности может быть оценено как продуктивное в том случае, когда затраты ресурсов на единицу произведенной продукции и оказанной услуги или объем произведенной продукции и оказанной услуги на единицу затрат будут равны или меньше соответствующих запланированных показателей.
Для оценки продуктивности использования муниципальных средств должны применяться плановые и фактические результаты деятельности объекта аудита эффективности, выраженные в соответствующих количественных показателях, а также нормативы бюджетных расходов на оказание муниципальных услуг и другие нормативы, определяющие планируемые уровни затрат различных видов ресурсов.
Если такие нормативы отсутствуют, фактически полученные соотношения между затратами и результатами сравниваются с аналогичными соотношениями, достигнутыми объектом в предшествующий период, или же с соотношениями между затратами и результатами в других организациях или учреждениях, осуществляющих деятельность в проверяемой сфере использования муниципальных средств.
3.4. Результативность характеризуется степенью достижения запланированных результатов использования муниципальных средств или деятельности объектов аудита эффективности и включает в себя определение экономической результативности и социально-экономического эффекта.
Экономическая результативность определяется путем сравнения достигнутых и запланированных экономических результатов использования муниципальных средств или деятельности объектов, которые выступают в виде конкретных продуктов деятельности (объемы произведенной продукции и оказанных услуг, количество людей, получивших услуги, и т.п.).
Социально-экономический эффект использования муниципальных средств определяется на основе анализа степени достижения установленных социально-экономических целей и решения поставленных задач, на которые были использованы муниципальные средства.
Социально-экономический эффект показывает, как экономические результаты использования муниципальных средств или деятельности объектов аудита эффективности оказали влияние на удовлетворение потребностей экономики, общества, какой-либо части населения или определенной группы людей, то есть тех, в чьих интересах были использованы муниципальные средства.
3.5. В процессе аудита эффективности необходимо определять экономическую результативность использования муниципальных средств, выявлять и оценивать полученный социально-экономический эффект, чтобы на основе совокупности указанных оценок можно было сделать обоснованные выводы об уровне эффективности использования муниципальных средств.
В случаях, когда бюджетные средства израсходованы на оказание определенных услуг в полном объеме, результатом бюджетных расходов будет наличие данных услуг в запланированном количестве и требуемого качества, но эти услуги не обеспечивают удовлетворение потребностей тех, для кого они предназначены, социально-экономический эффект оценивается как весьма низкий.
4. Особенности организации аудита эффективности
4.1. Проведение аудита эффективности включает подготовительный, основной и заключительный этапы, которые осуществляются с учетом общих правил проведения контрольного мероприятия.
На подготовительном этапе осуществляется предварительное изучение предмета и объектов для определения целей конкретного аудита эффективности, вопросов проверки и анализа, выбора критериев оценки эффективности и способов его проведения, по результатам которых подготавливается программа проведения аудита эффективности.
На основном этапе аудита эффективности проводятся проверка и анализ результатов использования муниципальных средств в соответствии с вопросами программы, в том числе непосредственно на объектах, в ходе которых осуществляются сбор и анализ фактических данных и информации, необходимых для получения доказательств. Составляются акты и рабочие документы, фиксирующие результаты проверки и анализа, которые служат основой для подготовки заключений, выводов и рекомендаций.
На заключительном этапе аудита эффективности подготавливаются заключения, выводы и рекомендации, которые оформляются в отчете (заключении) и других документах по его результатам.
4.2. Соотношение затрат времени между этапами аудита эффективности может варьироваться в каждом конкретном случае в зависимости от целей, характера предмета, объектов и масштаба проведения аудита эффективности.
4.3. Для успешного и качественного проведения аудита эффективности необходимы определенные профессиональные знания проверяемой сферы использования муниципальных средств и особенностей деятельности объектов аудита эффективности. Для получения указанных знаний к проведению аудита эффективности могут привлекаться внешние эксперты (специалисты) путем включения их в состав группы сотрудников, осуществляющих аудит эффективности, для выполнения отдельных заданий, подготовки аналитических записок, экспертных заключений и оценок, а также может создаваться специальный экспертный совет для осуществления конкретного аудита эффективности.
5. Предварительное изучение предмета и объектов аудита эффективности
5.1. Содержание предварительного изучения предмета и объектов аудита эффективности.
5.1.1. В процессе предварительного изучения предмета и объектов аудита эффективности осуществляется сбор и анализ информации, необходимой для определения:
- целей и вопросов аудита эффективности;
- способов проведения и методов сбора фактических данных и информации;
- критериев оценки эффективности использования муниципальных средств.
Предварительное изучение должно проводиться таким образом, чтобы еще до начала основного этапа аудита эффективности – получения доказательств, было четко определено и понятно, что и как необходимо проверять и анализировать, как организовать и провести работу с наименьшими затратами.
5.1.2. Для качественного проведения предварительного изучения объектов аудита эффективности составляется план, который должен включать перечень вопросов для изучения, распределение сотрудников по объектам аудита эффективности и вопросам изучения, источники получения информации, сроки изучения вопросов и представления материалов.
5.1.3. В процессе предварительного изучения выявляются и анализируются существующие риски неэффективного использования муниципальных средств, проводятся консультации с независимыми организациями и внешними экспертами (специалистами), а также при наличии возможности собеседования с руководителями и сотрудниками объектов аудита эффективности.
5.1.4. Результаты предварительного изучения предмета и объектов аудита эффективности могут фиксироваться в рабочей документации и должны содержать соответствующие аналитические и иные материалы, служащие обоснованием для выбранных целей данного аудита эффективности, вопросов проверки и анализа, способов его проведения, методов сбора фактических данных и информации, а также критериев оценки эффективности использования муниципальных средств. По результатам предварительного изучения готовится программа проведения аудита эффективности.
5.2. Цели и вопросы аудита эффективности.
5.2.1. Для осуществления конкретного аудита эффективности необходимо выбирать, как правило, несколько целей, которые определяют границы содержания предмета, сформулированного в его наименовании. Формулировки этих целей должны указывать, на какие основные вопросы, относящиеся к оценке эффективности использования муниципальных средств в рамках предмета и деятельности объектов аудита эффективности, ответит его проведение.
5.2.2. Цели выбираются путем последовательного исключения из их возможного перечня тех вопросов содержания предмета и деятельности объектов аудита эффективности, которые по результатам предварительного изучения не имеют существенных негативных проблем.
Цели аудита эффективности должны быть направлены на такие аспекты проверяемой сферы использования муниципальных средств и деятельности объектов аудита эффективности, в которых выявлена высокая степень рисков неэффективного использования муниципальных средств, чтобы получить наибольший эффект от результатов проведения данного аудита эффективности.
Цели аудита эффективности определяются также исходя из содержания целей и задач проверяемой сферы использования муниципальных средств или деятельности объектов аудита эффективности, а также запланированных результатов их достижения и выполнения.
5.2.3. Цели аудита эффективности должны иметь четкие формулировки и включать определение экономичности, продуктивности и результативности использования муниципальных средств в совокупности или их оценки в различном сочетании, в соответствии с которыми можно было бы сделать отвечающие им выводы и рекомендации по результатам аудита эффективности.
5.2.4. Вопросы аудита эффективности определяются по каждой цели. Перечень и содержание вопросов должны быть такими, чтобы результаты их проверки и анализа, выступающие в форме полученных доказательств, обеспечивали достижение поставленной цели аудита эффективности.
Количество вопросов по каждой цели аудита эффективности должно быть сравнительно небольшим, но они должны быть достаточными, существенными и важными для определения эффективности использования муниципальных средств в проверяемой сфере.
5.3. Критерии оценки эффективности использования муниципальных средств.
5.3.1. Критерии оценки эффективности представляют собой качественные и количественные характеристики организации, процессов и результатов использования муниципальных средств и (или) деятельности объектов аудита эффективности, которые показывают, какими должны быть организация и процессы, и какие результаты являются свидетельством эффективного использования муниципальных средств.
Критерии оценки эффективности выбираются для каждой установленной цели аудита эффективности, должны ей соответствовать и служить основой для заключений и выводов об эффективности (экономичности, продуктивности, результативности) использования муниципальных средств. По результатам сравнения фактических данных об использовании муниципальных средств, полученных в процессе проверки и анализа, с установленными критериями делаются заключения об эффективности их использования по соответствующей цели аудита эффективности.
5.3.2. Выбор критериев оценки эффективности осуществляется в процессе предварительного изучения предмета и объектов аудита эффективности после определения его целей на основе анализа следующих источников:
- законодательных и иных нормативных правовых актов, а также документов, относящихся к предмету или деятельности объектов аудита эффективности, которые устанавливают правила, требования, процедуры организации и запланированные показатели результатов использования муниципальных средств;
- результатов деятельности объектов аудита эффективности в предшествующий период или работы других организаций или учреждений, которые осуществляют деятельность в проверяемой сфере использования муниципальных средств или выполняют аналогичные виды работ;
- соответствующих государственных статистических данных и других информационных, аналитических материалов.
5.3.3. Качество результатов аудита эффективности в значительной мере зависит от точного определения критериев оценки эффективности, которые должны быть объективными, четкими, сравнимыми, достаточными.
Критерии являются объективными в том случае, если они выбраны в результате всестороннего анализа проверяемой сферы использования муниципальных средств и деятельности объектов аудита эффективности, отражают их особенности и соответствуют целям аудита эффективности.
Четкость критериев заключается в том, что они должны иметь формулировки, которые не содержат двусмысленности и не могут быть подвержены различным интерпретациям ни со стороны проверяющих или проверяемых, ни со стороны будущих пользователей отчета о результатах данного аудита эффективности.
Сравнимость критериев состоит в том, чтобы они были сопоставимы с критериями оценки эффективности, использованными при проведении аналогичного аудита эффективности в данной сфере использования муниципальных средств или на подобных объектах, а также сами могли применяться при проведении аналогичного аудита эффективности.
Критерии являются достаточными в том случае, когда на основе их совокупности делаются обоснованные заключения и выводы об эффективности использования муниципальных средств в соответствии с поставленными целями аудита эффективности. При этом их количество в каждом аудите эффективности может быть различным в зависимости от особенностей предмета и деятельности объектов аудита эффективности.
5.3.4. Перечень критериев, планируемых для оценки эффективности использования муниципальных средств, целесообразно предварительно обсудить и при возможности согласовать с руководством объектов аудита эффективности и (или) соответствующих органов местного самоуправления.
В случае отказа руководителей объектов аудита эффективности и (или) соответствующих органов местного самоуправления согласовать указанный перечень критериев или отдельные критерии, решение об их использовании принимает КСП Колпнянского района.
5.4. Способы проведения аудита эффективности.
5.4.1. В ходе предварительного изучения необходимо выбрать способы проведения аудита эффективности с учетом того, что проблемы, связанные с эффективностью использования муниципальных средств, как правило, существуют и проявляются в большом разнообразии форм, имеют достаточно сложные комплексные причинно-следственные связи.
Способы осуществления аудита эффективности могут быть различными в зависимости от содержания его предмета, особенностей деятельности объектов, а также целей конкретного аудита эффективности.
5.4.2. Аудит эффективности осуществляется посредством проверки и анализа:
а) организации использования муниципальных средств;
б) результатов использования муниципальных средств;
в) отдельных аспектов использования муниципальных средств в проверяемой сфере или в деятельности объектов аудита эффективности.
5.4.3. Проверка и анализ организации использования муниципальных средств является, как правило, исходным пунктом проведения аудита эффективности. Проверяются и анализируются системы управления, планирования, мониторинга и контроля в проверяемой сфере использования муниципальных средств и деятельности объектов аудита эффективности в соответствии с установленными критериями.
Определяются наличие, надежность и результативность функционирования внутреннего контроля на объектах аудита эффективности, его способность обеспечивать в должной мере достижение запланированных результатов использования муниципальных средств.
Как правило, тщательно изучаются и проверяются только те элементы системы контроля, в которых может существовать высокая степень риска их ненадежности. Кроме того, при проверке необходимо учитывать влияние того или иного элемента системы контроля на достижение запланированных результатов.
В случае, если установлено, что система внутреннего контроля функционирует достаточно эффективно, можно предполагать, что конечные результаты, достигнутые в проверяемой сфере использования муниципальных средств или в работе объекта аудита эффективности, являются вполне удовлетворительными и не требуют специальной проверки.
5.4.4. При анализе результатов использования муниципальных средств в проверяемой сфере или деятельности объектов аудита эффективности проводится сравнительная оценка фактических и запланированных результатов, причем на начальном этапе проверяются и изучаются результаты работы, а не применявшиеся для их достижения методы или процессы. Для такого подхода необходимы соответствующие критерии в целях качественной и количественной оценки достигнутых результатов использования муниципальных средств.
Если достигнутые результаты деятельности объекта аудита эффективности являются неудовлетворительными, то есть установлено, что они не соответствуют установленным критериям оценки эффективности, проверка должна быть продолжена в той мере, в какой это необходимо для выявления конкретных причин, которые привели к неудовлетворительным результатам.
Если в ходе проверки установлено, что результаты оказались удовлетворительными, это означает минимальный риск наличия серьезных недостатков в проверяемой сфере использования муниципальных средств или в деятельности объекта деятельности объекта аудита эффективности. В этом случае определяется наличие резервов для получения более высоких результатов и формулируются соответствующие рекомендации по повышению эффективности использования муниципальных средств.
5.4.5. Для проведения проверки и анализа отдельных аспектов использования муниципальных средств необходимо выбирать такие конкретные аспекты в проверяемой сфере или в деятельности объектов деятельности объекта аудита эффективности, результаты проверки и анализа которых дают возможность не только сделать обобщенные выводы об эффективности использования муниципальных средств в рамках предмета аудита эффективности, но и могут быть использованы для повышения эффективности использования муниципальных средств во всей проверяемой сфере или для совершенствования деятельности других организаций или учреждений в данной сфере.
Выбор конкретных аспектов использования муниципальных средств осуществляется с учетом степени их влияния на результаты использования средств в проверяемой сфере в целом или на деятельность объектов деятельности объекта аудита эффективности и определяется целями и вопросами аудита эффективности.
Если в результате проверки и анализа выбранных аспектов выявлены серьезные недостатки и проблемы, это может быть веским основанием для вывода о неэффективном использовании муниципальных средств в рамках предмета аудита эффективности.
5.4.6. Способы проведения аудита эффективности могут применяться в различном сочетании в зависимости от поставленных целей. На основе выбранных способов проведения аудита эффективности определяются методы осуществления проверки, сбора и анализа фактических данных и информации в соответствии с установленными критериями оценки эффективности.
5.5. Программа проведения аудита эффективности.
По результатам предварительного изучения в соответствии с общими правилами проведения контрольного мероприятия готовится программа проведения аудита эффективности, в которой в случае необходимости могут быть внесены на основе аргументированных предложений уточнения или изменения в предмет и перечень объектов аудита эффективности.
6. Проведение проверки на объектах, сбор и анализ фактических данных и информации
6.1. Сбор и анализ фактических данных и информации.
6.1.1. Фактические данные и информация о результатах использования муниципальных средств собираются посредством проведения проверки деятельности объектов аудита эффективности, а также изучения документов и материалов, имеющих отношение к его предмету, в том числе получаемых из других различных источников.
На основе анализа этих данных формируются доказательства, которые используются для того, чтобы:
- определить, соответствуют ли результаты использования муниципальных средств и деятельности объектов аудита эффективности установленным критериям оценки эффективности;
- обосновать заключения о выявленных недостатках и сделать выводы по результатам аудита эффективности;
- выявить возможности для совершенствования деятельности объектов аудита эффективности и повышения эффективности использования муниципальных средств, а также сформулировать соответствующие рекомендации.
В составе доказательств, полученных на основном этапе, также должны использоваться фактические данные и информация, собранные в процессе предварительного изучения предмета и объектов аудита эффективности.
6.1.2. В отличие от финансового аудита, в котором доказательства подтверждают выявленные факты нарушения нормативных правовых актов, доказательства, получаемые в ходе проведения аудита эффективности, должны убеждать в наличии недостатков в деятельности объектов аудита эффективности, которые приводят к неэффективному использованию ими муниципальных средств.
Для того чтобы доказательства, используемые для обоснования заключений и выводов по результатам аудита эффективности, были убедительными, целесообразно, чтобы они были получены из различных источников и представлены в разнообразных формах, совокупность которых включает материальные, документальные и аналитические доказательства.
Процесс сбора фактических данных должен быть организован таким образом, чтобы заключения и выводы по итогам аудита эффективности, сделанные на основе собранных доказательств, были способны выдержать любой критический анализ.
6.1.3. Фактические данные и информация, полученные по результатам проведения аудита эффективности на объектах, отражаются в актах, которые оформляются в соответствии с общими правилами проведения контрольного мероприятия. Информация, собранная и составленная по результатам анализа документов и материалов, полученных из других источников, фиксируется в рабочих документах.
6.2. Методы получения информации.
6.2.1. Аудит эффективности может проводиться с использованием различных методов получения и анализа информации, выбор которых осуществляется таким образом, чтобы их применение обеспечивало возможность получения исчерпывающих доказательств, позволяющих сделать обобщенные заключения и выводы.
6.2.2. Источниками первичной информации могут быть фактические данные, полученные посредством проведения обследования, которое представляет собой метод сбора данных из различных источников, имеющих непосредственное отношение к предмету или деятельности объектов аудита эффективности.
При решении вопроса о проведении обследования следует учитывать:
- насколько данные, полученные в результате обследования, могут быть использованы для соответствующих выводов по рассматриваемой проблеме;
- наличие уже существующей информации по данной проблеме в других организациях, занимающихся сбором соответствующих данных и имеющих результаты проведенных обследований, которые касаются предмета аудита эффективности;
- возможность осуществления такой выборки респондентов, которая позволит сделать обобщенные выводы относительно всей изучаемой проблемы;
- наличие ресурсов, необходимых для проведения обследования.
Обследование может проводиться непосредственно сотрудниками КСП Колпнянского района или привлеченными специалистами. Должны быть подготовлены соответствующие формы и другие необходимые материалы, а также осуществлена обоснованная выборка объектов обследования. В рабочих документах необходимо при возможности четко описать методику, использованную в процессе обследования.
7. Подготовка и оформление результатов аудита эффективности
7.1. Заключения и выводы.
7.1.1. Подготовку результатов аудита эффективности необходимо начинать с всестороннего анализа собранных фактических данных и информации (доказательств), которые зафиксированы в составленных актах и рабочих документах, и их сравнения с утвержденными критериями оценки эффективности. По результатам этого сравнения подготавливаются соответствующий отчет об эффективности использования муниципальных средств по каждой цели аудита эффективности.
Если реальные результаты использования муниципальных средств в проверяемой сфере и организация деятельности объектов аудита эффективности соответствуют установленным критериям, это означает, что муниципальные средства используются с достаточной степенью эффективности. Их несоответствие свидетельствует о наличии недостатков и необходимости улучшения организации деятельности объектов аудита эффективности по использованию муниципальных средств.
В случае выявления недостатков отчет должен содержать конкретные факты, свидетельствующие о неэффективном использовании муниципальных средств в проверяемой сфере или объектами аудита эффективности.
При проведении сравнительного анализа и подготовке отчета по его результатам следует исходить только из полученных и собранных фактических данных, служащих надежными доказательствами сделанных заключений.
7.1.2. На основе отчета формулируются соответствующие выводы по каждой цели аудита эффективности, которые должны:
- содержать характеристику и значимость выявленных отклонений фактических результатов использования муниципальных средств в проверяемой сфере или деятельности объектов аудита эффективности от критериев оценки эффективности, установленных в программе аудита эффективности;
- определять причины выявленных недостатков, которые привели к неэффективному использованию муниципальных средств, и последствия, которые эти недостатки влекут или могут повлечь за собой;
- указывать ответственных должностных лиц, допустивших нарушения;
- включать общую оценку степени эффективности использования муниципальных средств в рамках предмета аудита эффективности, исходя из его целей.
7.1.3. Если в ходе аудита эффективности получены какие-либо фактические данные или выявлены проблемы, которые не могут быть оценены с точки зрения утвержденных критериев оценки эффективности, следует провести дополнительное изучение вопроса, в процессе которого необходимо:
- определить, имеют ли эти данные случайный характер, или же они свидетельствуют о наличии общей или системной проблемы в проверяемой сфере или деятельности объектов аудита эффективности;
- оценить фактическое или возможное влияние данной проблемы на результаты использования муниципальных средств в проверяемой сфере или в деятельности объектов аудита эффективности;
- установить причины наличия данной проблемы для того, чтобы подготовить соответствующие рекомендации по ее решению;
- проанализировать возможности устранения выявленной проблемы самим объектом аудита эффективности, поскольку эта проблема может быть результатом действий или событий, которые от него не зависят;
- обсудить данную проблему с экспертами и руководством объекта аудита эффективности;
- собрать при необходимости дополнительные фактические материалы.
На основе анализа собранного дополнительного материала определяются характер, значимость и причины выявленных проблем, которые формулируются в выводах по результатам аудита эффективности. Если руководство объекта аудита эффективности знает о существовании этих проблем и предпринимает меры по их устранению, это следует учитывать при формулировании выводов и соответствующим образом отражать в отчете о результатах аудита эффективности.
7.2. Рекомендации.
7.2.1. Подготовка рекомендаций является завершающей процедурой формирования результатов аудита эффективности. В случае если в ходе аудита эффективности выявлены недостатки, а сделанные выводы указывают на возможность существенно повысить качество и результаты работы объектов аудита эффективности, необходимо подготовить соответствующие рекомендации для принятия мер по устранению этих недостатков, которые включаются в отчет о результатах аудита эффективности.
Если результаты использования муниципальных средств в проверяемой сфере объектами аудита эффективности соответствуют установленным критериям и могут быть признаны вполне удовлетворительными, это еще не означает, что использованы все имеющиеся возможности для более эффективного использования муниципальных средств.
Необходимо, основываясь на заключениях и выводах, сделанных по результатам аудита эффективности, находить эти возможности и разрабатывать соответствующие рекомендации по совершенствованию деятельности объектов аудита эффективности в целях повышения эффективности использования муниципальных средств.
7.2.2. Содержание рекомендаций должно соответствовать поставленным целям аудита эффективности и основываться на заключениях и выводах, сделанных по результатам аудита эффективности. Рекомендации необходимо формулировать таким образом, чтобы они были:
- направлены на устранение причин существования выявленного недостатка или проблемы;
- обращены в адрес объектов аудита эффективности, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц, в компетенцию и полномочия которых входит их выполнение;
- ориентированы на принятие объектами аудита эффективности конкретных мер по устранению выявленных недостатков;
- экономически эффективными, то есть расходы, связанные с их выполнением, не должны превышать получаемую выгоду;
- направлены на получение результатов от их внедрения, которые можно оценить или измерить;
- четкими и простыми по форме.
7.2.3. Формулировки рекомендаций должны быть достаточно конкретными, без излишней детализации. В рекомендациях, как правило, излагаются в общих чертах конкретные вопросы, которым адресаты должны уделить внимание и рассмотреть для принятия соответствующих решений.
Достаточно лишь указать, что в принципе необходимо сделать объекту аудита эффективности или вышестоящей организации для устранения недостатков и решения выявленных проблем. При этом содержание рекомендаций должно быть таким, чтобы можно было проверить их выполнение.
Вопрос о разработке конкретных практических мер по устранению недостатков в деятельности объектов аудита эффективности и повышению эффективности использования муниципальных средств, как правило, должен решаться непосредственно их руководством. Между тем, если по результатам аудита эффективности установлена необходимость осуществления очевидных мероприятий по повышению эффективности использования муниципальных средств, они должны быть рекомендованы руководству объекта аудита эффективности.
7.2.4. Количество рекомендаций определяется содержанием и масштабом аудита эффективности, но не должно быть большим. При их подготовке необходимо руководствоваться правилом, что лучше сделать немного, но наиболее важных рекомендаций, чем предложить большое количество незначительных рекомендаций, которые могут отвлекать внимание адресатов и пользователей отчетов от ключевых результатов аудита эффективности.
7.3. Отчет о результатах аудита эффективности.
7.3.1. Подготовка и оформление отчета о результатах аудита эффективности является завершающей процедурой его проведения, которая осуществляется в соответствии с общими требованиями к содержанию и форме отчета о результатах контрольного мероприятия.
Общую схему отчета можно подготовить по результатам предварительного изучения предмета и объектов аудита эффективности, если уже определены имеющиеся недостатки и проблемы в сфере предмета и в деятельности объектов аудита эффективности. По мере получения доказательств и их фиксирования в актах и рабочих документах проект отчета наполняется соответствующими материалами и к концу проведения аудита эффективности формируется предварительный проект отчета о его результатах.
7.3.2. Результаты аудита эффективности должны излагаться в отчете в соответствии с поставленными целями и давать ответы на каждую из них на основе заключений и выводов, сделанных по итогам проверки. В отчете следует приводить наиболее существенные факты, свидетельствующие о неэффективном использовании муниципальных средств, а также указывать конкретные причины и обнаруженные или возможные последствия выявленных недостатков.
7.3.3. Для более объективной оценки результатов использования муниципальных средств в отчет о результатах аудита эффективности следует включать не только выявленные недостатки, но и заслуживающие внимания достижения в проверяемой сфере и деятельности объектов аудита эффективности, информация о которых могла бы быть использована другими организациями для совершенствования их деятельности в целях повышения эффективности использования муниципальных средств.
7.3.4. Одновременно с проектом отчета подготавливаются проекты представлений и информационных писем, содержащих основные выводы по результатам аудита эффективности и рекомендации по повышению эффективности использования муниципальных средств, в адрес руководителей проверенных объектов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, в компетенции которых находится решение поставленных вопросов, а также заинтересованных в результатах аудита эффективности.