СВФК -3. СТАНДАРТ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ «Экспертиза проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период»

    КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА КОЛПНЯНСКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

     

     

     

     

     

     

     

     

    СВФК -3. СТАНДАРТ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

     

     

    "Экспертиза проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период"

     

     

     

     

     

     

    Утверждаю:

    Председатель КСП

    ___________Е.Н.Сухинина

    « »__________20___г.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    п.Колпна

    2014 год

     

     

    Содержание

     

     

    1. Общие положения 3

     

    2. Основы осуществления предварительного контроля проекта бюджета 5

     

    3. Структура и основные положения заключения КСК Колпнянского района

    по проекту бюджета на очередной финансовый год и на плановый

    период 13

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1. Общие положения

     

    1.1. Стандарт внешнего муниципального финансового контроля СВМФК-3 (бюджет) «Экспертиза проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период» (далее – Стандарт) подготовлен для организации исполнения ст. 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.1 ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 2 ст. 9 и ст. 11 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», гл.3 п.2 Положения о Контрольно-счетной палате Колпнянского района, утвержденного Решением районного Совета народных депутатов от 25.04.2014 года № 221.

     

    1.2. Стандарт разработан в соответствии с Общими требованиями к стандартам внешнего государственного и муниципального финансового контроля, утвержденными Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 12.05.2012 г. № 21К (854)).

     

    1.3. При подготовке настоящего Стандарта был использован Стандарт СФК 201 «Предварительный контроль формирования проекта федерального бюджета», утвержденный решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 15 июля 2011 года (протокол № 38К (805)).

     

    1.4. Стандарт предназначен для использования сотрудниками Контрольно-счетной палаты Колпнянского района при организации предварительного контроля формирования проекта бюджета Колпнянского района на очередной финансовый год и плановый период, проведения экспертизы проекта и подготовки соответствующего заключения.

     

    1.5. Целью Стандарта является установление единых принципов, правил и процедур проведения предварительного контроля формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.

     

    1.6. Задачи, решаемые Стандартом:

    - определение основных принципов и этапов проведения предварительного контроля формирования проекта бюджета Колпнянского района на очередной финансовый год и на плановый период;

    - установление требований к содержанию комплекса экспертно-аналитических мероприятий и проверок обоснованности формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период;

    - определение структуры, содержания и основных требований к заключению Контрольно-счетной палаты Колпнянского района на проект решения районного Совета народных депутатов о бюджете Колпнянского района на очередной финансовый год и на плановый период.

     

    1.7. Основные термины и понятия:

    анализ – базовый метод научного познания, состоящий в разложении целого на составные части, рассмотрение отдельных сторон, свойств, составных частей предмета;

    бюджетная заявка – специальный документ в виде заявления, составляемого бюджетным учреждением, на очередной финансовый год на основе прогнозируемых объемов предоставления муниципальных услуг и установленных нормативов финансовых затрат на их предоставление;

    Бюджетное послание Президента РФ – аналитический документ стратегического характера, раскрывающий основные направления финансовой политики государства;

    достоверность бюджета – надежность показателей прогноза социально-экономического развития Колпнянского района и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;

    заключение контрольно-счетного органа – документ, составляемый по итогам финансовой экспертизы проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период;

    запрос контрольно-счетного органа – требование о предоставлении сведений, необходимых для осуществления предварительного контроля формирования проекта бюджета;

    прогноз – программа прогностического характера, основу которой составляют обоснованные заключения о предстоящем развитии и исходе экономических процессов;

    экспертиза проекта бюджета – специальное исследование проекта бюджета и прилагаемых к нему документов, направленное на определение его доходных и расходных статей, размеров внутреннего и внешнего долга, дефицита бюджета;

    эффективность - один из принципов бюджетной системы, означающий, что при составлении бюджета участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

     

    2. Основы осуществления предварительного контроля проекта бюджета

     

    2.1. Предварительный контроль формирования проекта бюджета Колпнянского района на очередной финансовый год и на плановый период состоит из комплекса экспертно-аналитических мероприятий, направленных на осуществление анализа обоснованности показателей проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период, наличия и состояния нормативной методической базы его формирования и подготовки заключения Контрольно-счетной палатой на проект решения районного Совета народных депутатов о бюджете Колпнянского района на очередной финансовый год и на плановый период.

     

    2.2. Целью предварительного контроля формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период является определение достоверности и обоснованности показателей формирования проекта решения о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

     

    2.3. Задачами предварительного контроля формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период являются:

    - определение соответствия действующему законодательству и нормативно-правовым актам органов местного самоуправления проекта решения о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, а также документов и материалов, представляемых одновременно с ним в районный Совет народных депутатов;

    - определение обоснованности, целесообразности и достоверности показателей, содержащихся в проекте решения о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, документах и материалах, представляемых одновременно с ним;

    - оценка эффективности проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период как инструмента социально-экономической политики Колпнянского района его соответствия положениям ежегодного и Бюджетного посланий Президента Российской Федерации, основным направлениям бюджетной и налоговой политики муниципального образования, иным программным документам;

    - оценка качества прогнозирования доходов бюджета, расходования бюджетных средств, инвестиционной и долговой политики, а также эффективности межбюджетных отношений.

     

    2.4. Предметом предварительного контроля формирования проекта бюджета являются проект решения районного Совета народных депутатов о бюджете Колпнянского района на очередной финансовый год и на плановый период, документы и материалы, представляемые одновременно с ним в районный Совет народных депутатов, включая прогноз социально-экономического развития муниципального образования, муниципальные программы, а также документы, материалы и расчеты по формированию проекта бюджета и показателей прогноза социально-экономического развития муниципального образования.

     

    2.5. При осуществлении предварительного контроля формирования бюджета на очередной финансовый год и на плановый период должно быть проверено и проанализировано соответствие проекта решения о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период и документов, представляемых одновременно с ним в районный Совет народных депутатов, положениям Бюджетного кодекса, в том числе:

     

    2.5.1. При оценке экономических показателей прогноза социально-экономического развития Колпнянского района необходимо обратить внимание на соблюдение закрепленного Бюджетным кодексом РФ принципа достоверности бюджета, который означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития, необходимую при уточнении параметров планового периода и добавлении параметров второго года планового периода, а также при прогнозировании доходов бюджета.

     

    2.5.2. Соблюдение принципов бюджетной системы Российской Федерации  контролируется в результате определения полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов; определения сбалансированности бюджета; прозрачности; адресности и целевого характера бюджетных средств; подведомственности расходов бюджетов; единства кассы.

     

    2.5.3. Соблюдение принципа эффективности использования бюджетных средств анализируется при рассмотрении муниципальных программ, муниципальных заданий.

     

    2.5.4. При оценке и анализе доходов бюджета следует обратить внимание на следующее:

    - доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета;

    - следует оценить наиболее вероятные объемы поступлений доходов по каждой подгруппе налоговых и неналоговых доходов при благоприятном и неблагоприятном развитии макроэкономической ситуации в Колпнянском районе;

    - проверить полноту, достоверность и актуальность данных, использовавшихся при прогнозировании объемов поступления по статьям и подстатьям налоговых доходов;

    - проанализировать обоснованность методик, применявшихся для прогнозирования объемов поступления по статьям и подстатьям неналоговых доходов;

    - проверить корректность вычислений, произведенных при прогнозировании неналоговых доходов;

    - проверить непротиворечивость данных о прогнозируемых объемах поступлений по подгруппам, статьям и подстатьям неналоговых доходов.

     

    2.5.5. При оценке и анализе расходов бюджета необходимо обратить внимание на:

    - обеспечение закрепленного в Бюджетном кодексе принципа достоверности бюджета, который означает реалистичность расчета расходов бюджета;

    - соблюдение положений формирования расходов бюджетов, установленных Бюджетным кодексом, согласно которым формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году и плановом периоде за счет средств соответствующих бюджетов;

    - соблюдение правил формирования планового реестра расходных обязательств в части своевременности представления планового реестра расходных обязательств, полноты общей информации о расходных обязательствах, полноты распределения расходов между типами расходных обязательств главных распорядителей бюджетных средств в плановом реестре расходных обязательств;

    - обеспеченность финансирования расходных обязательств, закрепленных в плановом реестре расходных обязательств главных распорядителей бюджетных средств;

    - обоснование бюджетных ассигнований в части сроков предоставления обоснований бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и на плановый период; охвата в обоснованиях бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период показателями непосредственных результатов (пояснительными записками) сумм ассигнований, доведенных финансовым департаментом администрации города, в качестве предельных объемов в ходе составления проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период; устойчивости системы показателей непосредственных результатов;

    - соблюдение требований по формированию муниципального задания, размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в соответствии с Бюджетным кодексом в части наличия выписки из реестра расходных обязательств, исполнение которых необходимо для выполнения муниципального задания, определения потребителей муниципальных услуг (физические и (или) юридические лица), требований к объему и качеству муниципальных услуг, порядка оказания муниципальных услуг для физических и (или) юридических лиц, порядка регулирования цен (тарифов) на платные услуги, порядка контроля за исполнением муниципального задания, в том числе его досрочного прекращения, требований к отчетности об исполнении муниципального задания;

    - анализ субсидий и расчетно-нормативных расходов, направляемых на финансовое обеспечение муниципальных заданий по оказанию услуг муниципальными бюджетными и автономными учреждениями.

     

    2.5.6. При оценке и анализе межбюджетных отношений обратить внимание на соблюдение условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального и регионального бюджетов.

     

    2.5.7. При оценке и анализе источников финансирования дефицита бюджета, муниципального долга отразить соблюдение требований Бюджетного кодекса по полноте отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, по установлению размера дефицита местного бюджета и ограничения по источникам его финансирования, по управлению муниципальным долгом и соблюдению ответственности по долговым обязательствам района.

     

    2.6. Основой осуществления предварительного контроля формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период являются:

    - сравнительный анализ соответствия проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период положениям Бюджетного послания Президента Российской Федерации, основным приоритетам социально-экономической политики, целям и задачам, определенным в Основных направлениях налоговой и бюджетной политики Колпнянского района;

    - сравнительный анализ соответствия принятых в проекте бюджета на очередной финансовый год и на плановый период расчетов показателей установленным нормативам и действующим методическим рекомендациям;

    - сравнительный анализ динамики показателей исполнения местного бюджета за три последние года, ожидаемых итогов текущего года, показателей проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

     

    2.7. Методические подходы к осуществлению предварительного контроля формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период по основным вопросам состоят в следующем:

     

    2.7.1. Проверка и анализ обоснованности макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития Колпнянского района на очередной финансовый год и на плановый период должны осуществляться исходя из сопоставления фактических показателей социально-экономического развития района за предыдущий год и ожидаемых итогов текущего года с прогнозными макроэкономическими показателями социально-экономического развития текущего года, очередного финансового года и планового периода.

    При этом должно быть проанализировано состояние нормативно-методической базы макроэкономического прогнозирования с точки зрения соответствия действующим законодательным актам и возможности получения достоверных макроэкономических показателей, содержащихся в прогнозе социально-экономического развития Колпнянского района на очередной финансовый год и на плановый период. При отсутствии утвержденных методик расчета показателей прогноза социально-экономического развития страны анализируются фактически используемые методические приемы и технологии прогнозирования макроэкономических показателей, прогнозируемые на очередной финансовый год индексы-дефляторы по основным видам экономической деятельности, индекс потребительских цен, показатели, характеризующие изменение жизненного уровня населения, и иных факторов, влияющих на формирование доходной базы бюджета в очередном финансовом году и плановом периоде.

     

    2.7.2. Проверка и анализ обоснованности формирования показателей проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период осуществляются с учетом информации по муниципальным программам, представленным главными распорядителями бюджетных средств в аналитическом виде, в результате которых следует дать оценку:

    - планируемым целям и задачам деятельности субъектов бюджетного планирования на основе анализа их соответствия приоритетам, целям и задачам, поставленным на очередной финансовый год и плановый период;

    - обоснованности действующих расходных обязательств субъектов бюджетного планирования, а также обоснованности и целесообразности принимаемых бюджетных обязательств субъектов бюджетного планирования на основе анализа программ.

     

    2.7.3. Проверка и анализ обоснованности и достоверности доходных статей проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период должны предусматривать:

    - сопоставление динамики показателей налоговых и иных доходов проекта бюджета, утвержденных и ожидаемых показателей исполнения доходов бюджета текущего года, фактических доходов бюджета за предыдущий год, а также основных факторов, определяющих их динамику;

    - анализ федеральных законов о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, вступающих в силу в очередном финансовом году, проектов федеральных законов об изменении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, учтенных в расчетах доходной базы бюджета, последствий влияния изменения законодательства на доходы бюджета;

    - анализ законодательства субъекта Российской Федерации о налогах и сборах, вступающих в силу в очередном финансовом году, проектов законов субъекта Российской Федерации об изменении законодательства субъекта о налогах и сборах, учтенных в расчетах доходной базы бюджета, последствий влияния изменений законодательства на доходы бюджета;

    - анализ нормативно правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, учтенных в расчетах доходной базы бюджета;

    - факторный анализ изменения доходных источников проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период по сравнению с их оценкой в текущем году;

    - сравнение динамики отдельных видов налоговых и неналоговых доходов (в сопоставимых ценах), а также факторов, определяющих эту динамику;

    - оценку обоснованности расчетов иных доходов в части доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности.

    2.7.4. Проверка и анализ полноты отражения и достоверности расчетов расходов проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период должна предусматривать:

    - сопоставление динамики общего объема расходов, расходов в разрезе единых для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделов и подразделов классификации расходов бюджетов и субъектов бюджетного планирования на трехлетний период в абсолютном выражении и объемов расходов, утвержденных решением о бюджете и ожидаемых за текущий год, фактических расходов бюджета за предыдущий год, анализ увеличения или сокращения утвержденных расходов планового периода;

    - анализ бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение муниципальных программ;

    - анализ бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств.

     

    2.7.5. Проверка и анализ обоснованности и достоверности формирования межбюджетных отношений на очередной финансовый год и на плановый период должна предусматривать:

    - анализ изменений налогового и бюджетного законодательства, вступающих в силу в очередном финансовом году, проектов законов об изменении налогового и бюджетного законодательства, учтенных в расчетах прогноза бюджета, факторный анализ выпадающих и дополнительных доходов на очередной финансовый год по сравнению с текущим годом;

    - сравнение объемов межбюджетных трансфертов, предоставляемых в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов.

     

    2.7.6. Проверка и анализ обоснованности и достоверности формирования источников финансирования дефицита бюджета и предельных размеров муниципального долга в проекте бюджета на очередной финансовый год и на плановый период должны предусматривать:

    - сопоставление динамики средств на погашение муниципального долга, предусмотренных в проекте бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, с аналогичными показателями за отчетный финансовый год, утвержденными и ожидаемыми показателями текущего года, а также предельных размеров муниципального долга на конец года;

    - оценку обоснованности и достоверности предельных размеров муниципального долга, изменения его структуры, расходов на погашение муниципального долга исходя из графиков платежей;

    - оценку обоснованности формирования источников внутреннего финансирования дефицита бюджета и структуры источников финансирования дефицита бюджета.

     

    2.8. Организация предварительного контроля формирования проекта бюджета осуществляется исходя из установленных нормативно-правовыми актами местного самоуправления этапов и сроков бюджетного процесса в части формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.

    2.9. Организационно-распорядительные документы, необходимые для проведения предварительного контроля формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, определяются в соответствии с Регламентом Контрольно-счетной палаты или другим локальным актом КСП.

     

    2.10. При необходимости может проводиться проверка и анализ обоснованности формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, наличия и состояния нормативно-методической базы его формирования конкретных субъектов бюджетного планирования, администраторов доходов бюджета, главных распорядителей средств бюджета и иных участников бюджетного процесса, закрепленных за направлениями деятельности контрольно-счетного органа.

     

     

    3. Структура и основные положения заключения КСП Колпнянского района по проекту бюджета на очередной финансовый год и плановый период

     

    3.1. Заключение Контрольно-счетной палаты Колпнянского района на проект бюджета и на проект решения районного Совета народных депутатов о бюджете Колпнянского района на очередной финансовый год и на плановый период подготавливается на основе:

    - результатов комплекса экспертно-аналитических мероприятий и проверок обоснованности проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, наличия и состояния нормативно-методической базы его формирования;

    - итогов проверки и анализа проекта решения районного Совета народных депутатов о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период;

    - итогов проверки и анализа материалов и документов, представленных администрацией Колпнянского района с проектом решения районного Совета народных депутатов о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период в соответствии с Бюджетным кодексом РФ;

    - результатов оперативного контроля за исполнением бюджета за предыдущий год и отчетный период текущего года, заключений Контрольно-счетной палаты Колпнянского района на проекты решений районного Совета народных депутатов об исполнении бюджета муниципального образования за предыдущие годы, тематических проверок за прошедший период;

    - анализа статистической и иной информации о социально-экономическом развитии и финансовом положении Колпнянского района за предыдущие годы и истекший период текущего года.

     

    3.2. Заключение Контрольно-счетной палаты на проект бюджета Колпнянского района состоит из следующих разделов:

    - Общие положения;

    - Параметры прогноза исходных макроэкономических показателей для составления проекта бюджета;

    - Общая характеристика проекта бюджета Колпнянского района на очередной финансовый год и на плановый период (включая анализ реализации основных направлений бюджетной и налоговой политики администрации района);

    - Доходная часть проекта бюджета Колпнянского района;

    - Расходная часть проекта бюджета Колпнянского района;

    - Применение программно-целевого метода планирования расходов бюджета;

    - Выводы и предложения.

     

    3.3. В заключении КСО должны быть отражены следующие основные вопросы:

    - оценка обоснованности и достоверности основных макроэкономических параметров прогноза социально-экономического развития Колпнянского района;

    - оценка обоснованности основных характеристик и особенностей проекта бюджета;

    - оценка соответствия положений проекта решения районного Совета народных депутатов о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период Бюджетному кодексу и иным нормативно-правовым актам, регламентирующим бюджетный процесс;

    - оценка обоснованности действующих и принимаемых расходных обязательств;

    - концептуальные предложения Контрольно-счетной палаты по совершенствованию прогнозирования и планирования основных показателей бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, бюджетного процесса, результативности бюджетных расходов.

     

     

    В этом разделе:
    Версия для слабовидящих



    Навигация