Основания привлечения к административной ответственности за нарушение лицензионных требований

    Согласно п. 1 ст. 49 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии). Лицензирование - один из механизмов государственного регулирования, связанных с допуском субъектов предпринимательской деятельности к осуществлению различных видов деятельности. Лицензионный контроль - неотъемлемый элемент лицензирования. Унифицированного порядка лицензионного контроля на территории РФ нет, помимо базового Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), лицензирование регламентируется специальным лицензионным законодательством. Лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», и действует бессрочно. Общий порядок представления соискателем лицензии заявления и документов, необходимых для получения лицензии, порядок принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении определяются ст. ст. 13 - 16 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". Перечень документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении лицензии, определяется конкретным положением о лицензировании, а виды и порядок прохождения административных процедур в рамках предоставления государственной услуги по лицензированию конкретного вида деятельности определяются соответствующим административным регламентом. Так, например, получать лицензию нужно для осуществления перевозок пассажиров и иных лиц автобусами. Исключение - перевозки, которые выполняют специальные службы (например, скорая помощь, полиция), и перевозки без использования автодорог общего пользования (п. 24 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании). Лицензионные требования указаны в Положении о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1616. За лицензией нужно обращаться в Ространснадзор (его территориальные органы) (п. 2 Положения о лицензировании). При осуществлении лицензируемых видов деятельности следует помнить о том, что статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена, в частности, ответственность за осуществление предпринимательской деятельности: без лицензии, если наличие такой лицензии обязательно; с нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией; с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией. В зависимости от тяжести совершенного проступка, субъектного состава, а также состава правонарушения варьируется и размер санкций: от предупреждения и административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот рублей до административного штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Субъектами административного правонарушения могут быть граждане, должностные и юридические лица, индивидуальные предприниматели. В целом ст. 14.1 КоАП устанавливает лишь общие нормы, позволяющие привлечь правонарушителя к административной ответственности. Глава 14 предусматривает также и специальные нормы привлечения к административной ответственности, которые имеют приоритет перед общими. Так, например, если лицо занимается предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирными домами в отсутствие лицензии, то его деяние надлежит квалифицировать по ст. 14.1.3 КоАП (осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии), а не ч. 2 ст. 14.1 КоАП (осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна)). Статьей 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено право прокурора или его заместителя по основаниям, установленным законом, возбуждать производство об административном правонарушении и требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к установленной законом ответственности. Право возбуждения прокурором дела об административном правонарушении также закреплено в статье 25.11 КоАП РФ. Таким образом, прокурор наделен так называемой функцией административного преследования. Прокурор не является лицом, имеющим право рассматривать дела об административных правонарушениях, поэтому после возбуждения административного дела прокурор передает его на рассмотрение в суд или орган, уполномоченный рассматривать данное дело. Привлечь к ответственности за нарушение лицензионных требований можно в течение трех месяцев со дня совершения административного правонарушения. Прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе

     

    В этом разделе:
    Версия для слабовидящих



    Навигация