О социальном налоговом вычете в связи с обучением в образовательных организациях
В
соответствии с пунктом 2 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации
гражданин, обучающийся в образовательных организациях, может получить
социальный налоговый вычет в размере фактически произведенных расходов на
обучение, с учетом установленных ограничений.
Также претендовать на получение
данного вычета могут налогоплательщики-родители за обучение своих детей в
возрасте до 24 лет, налогоплательщики-опекуны (налогоплательщики-попечители) за
обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет по очной форме обучения в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Размер социального
налогового вычета в данном случае складывается из фактически произведенных
расходов на это обучение, но не более 110 000 рублей на каждого ребенка в общей
сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя).
Право на получение указанного
социального налогового вычета распространяется также на налогоплательщика -
брата (сестру) обучающегося в случаях оплаты налогоплательщиком обучения брата
(сестры) в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность.
Кроме того, с 1 января 2024 года
данное право также предоставлено налогоплательщику - супругу (супругу)
обучающегося в случаях оплаты налогоплательщиком обучения супруга (супруги) по
очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность.
Данные изменения введены
Федеральным законом от 31.07.2023 № 389-ФЗ и вступили в силу 01.01.2024.
Меры социальной поддержки пограничникам
Указом Президента РФ от 08.11.2023 на военнослужащих пограничных органов, обеспечивающих безопасность РФ с 30.09.2022 на участках, примыкающих к районам проведения специальной военной операции, распространены дополнительные меры социальной поддержки, предусмотренные Указом Президента РФ от 18.04.2022 № 209 в виде:
– единовременной выплаты в сумме 5 млн. рублей членам семьи в случае смерти военнослужащего;
- выплаты военнослужащим в случае ранения 3 млн. рублей;
- зачета в стаж для назначения пенсии 1 дня за 2 дня службы на названном участке границы и 1 месяца за 2 времени нахождения военнослужащего на излечении в медицинской организации.
Право на получение указанного
социального налогового вычета распространяется также на налогоплательщика -
брата (сестру) обучающегося в случаях оплаты налогоплательщиком обучения брата
(сестры) в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность.
Кроме того, с 1 января 2024
года данное право также предоставлено налогоплательщику - супругу (супругу)
обучающегося в случаях оплаты налогоплательщиком обучения супруга (супруги) по
очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность.
Данные изменения введены
Федеральным законом от 31.07.2023 № 389-ФЗ и вступили в силу 01.01.2024.
Правительством уточнен порядок назначения и выплаты пособия на детей
Постановление
Правительства РФ от 28 ноября 2023
г. № 2010 внесены изменения в постановление
Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 г. № 2330, которыми
скорректирован порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с
рождением и воспитанием ребенка.
Так, к случаям, обосновывающим
отсутствие заработка у трудоспособных граждан, отнесено в т. ч. нахождение под
домашним арестом.
Кроме того, к доходам, которые
не учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи при назначении пособия,
дополнительно отнесены:
- денежные поощрения, выплачиваемые при присвоении звания "Мать-героиня", при
награждении орденом «Родительская слава», медалью ордена «Родительская слава»;
- проценты по номинальным счетам в банках, открытым на детей в возрасте до 18
лет, находящихся под опекой (попечительством);
- заработок несовершеннолетних детей, обучавшихся в школе, колледже или вузе
(кроме обучения только по дополнительным программам) не менее 6 месяцев.
Также уточнены основания для
отказа в назначении пособия, перечень документов, необходимых для его
назначения, а также форма заявления о назначении выплаты.
Кому запрещено открывать и иметь счета (вклад) в иностранных банках
В
силу требований статьи 7.1 Федерального закона
от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии
коррупции» запрещено открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные
денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами
территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными
финансовыми инструментами лицам, замещающим (занимающим):
а) государственные должности Российской Федерации;
б) должности первого заместителя и заместителей Генерального прокурора
Российской Федерации;
в) должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации;
г) государственные должности субъектов Российской Федерации;
д) должности федеральной государственной службы, назначение на которые и
освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации,
Правительством Российской Федерации или Генеральным прокурором Российской
Федерации;
е) должности заместителей руководителей федеральных органов исполнительной
власти;
ж) должности в государственных корпорациях (компаниях), публично-правовых
компаниях, фондах и иных организациях, созданных Российской Федерацией на
основании федеральных законов, назначение на которые и освобождение от которых
осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской
Федерации;
з) должности глав городских округов, глав муниципальных округов, глав
муниципальных районов, глав иных муниципальных образований, исполняющих
полномочия глав местных администраций, глав местных администраций;
и) должности федеральной государственной службы, должности государственной
гражданской службы субъектов Российской Федерации, должности в Центральном
банке Российской Федерации, государственных корпорациях (компаниях),
публично-правовых компаниях, фондах и иных организациях, созданных Российской
Федерацией на основании федеральных законов, отдельные должности на основании
трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач,
поставленных перед федеральными государственными органами, осуществление
полномочий по которым предусматривает участие в подготовке решений,
затрагивающих вопросы суверенитета и национальной безопасности Российской
Федерации, и которые включены в перечни, установленные соответственно
нормативными правовыми актами федеральных государственных органов, субъектов
Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации,
государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, фондов и
иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных
законов.
Данный запрет распространяется на супругов и несовершеннолетних детей названных
лиц, а также на депутатов представительных органов муниципальных районов,
муниципальных округов и городских округов, осуществляющим свои полномочия на
постоянной основе, депутатам, замещающим должности в представительных органах
муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов.
О конфликте интересов
Часть
1 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии
коррупции» закрепляет понятие конфликта интересов, определяя его как ситуацию,
при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего
должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по
предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять
на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных
(служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
При этом под личной
заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег,
иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного
характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ)
вышеуказанным лицом и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве
лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями,
сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или
организациями, с данное лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве
или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими
отношениями.
Законом закреплена обязанность
принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, которая
возлагается на:
- государственных и муниципальных служащих;
- служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих
должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Фонде
пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде
обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых
Российской Федерацией на основании федеральных законов, на лиц, замещающих
должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения
деятельности финансового уполномоченного;
- работников, замещающих отдельные должности, включенные в перечни,
установленные федеральными государственными органами, на основании трудового
договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед
федеральными государственными органами;
- иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Ответственность за подделку документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передачу либо сбыт
За
подделку документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица
права или освобождение его от обязанности, а равно подделка штампа, печати,
бланка, их использование, передачу либо сбыт предусмотрена административная
ответственность в соответствии со ст. 19.23 КоАП РФ.
Совершение данного правонарушения влечет наложение административного штрафа на
юридических лиц в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей с конфискацией орудий
совершения административного правонарушения.
За повторное совершение указанного
правонарушения ч. 2 ст. 19.23 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде
административного штрафа на юридических лиц в размере от 50 тысяч до 100 тысяч
рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения.
Уголовная ответственность за
подделку официального документа, предоставляющего права или освобождающего от
обязанностей, в целях его использования или сбыт такого документа либо
изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград
Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей или бланков предусмотрена
ст. 327 УК РФ.
Совершение данного
преступления наказывается ограничением свободы на срок до 2 лет,
либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо арестом на срок до 6
месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет.
Об уголовной ответственности за приобретение или сбыт имущества, добытого преступным путем.
Статьей 175 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за приобретение и сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем.
Предметом преступления выступает имущество, заведомо добытое преступным путем, т.е. в результате совершения преступлений другими лицами.
Не относятся к предмету данного преступления вещи, изъятые из свободного оборота (драгоценные камни, оружие, наркотические вещества и т.п.), за действия с которыми установлена уголовная ответственность специальными статьями (ст. 191, 222, 228 и др. УК РФ).
Под приобретением или сбытом имущества в статье 175 УК РФ следует понимать любую форму возмездного или безвозмездного получения или передачи имущества, заведомо добытого преступным путем. Приобретением или сбытом не является получение или передача имущества на временное хранение.
Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, должны быть заранее не обещанными. Если же эти действия были обещаны лицу, непосредственно путем преступления, добывающему имущество, до и или во время совершения преступления либо по другим причинам давали основание исполнителю рассчитывать на подобное содействие, то деяние признается соучастием в соответствующем преступлении.
При квалификации содеянного по статье 175 УК РФ необходимо установить, что виновное лицо заведомо знало о преступном происхождении имущества, с которым совершало действия по приобретению или сбыту. При этом, по смыслу закона, лицо может быть не осведомлено о конкретных обстоятельствах основного преступления.
Мотивы и цели не являются обязательными признаками состава преступления. Вместе с тем для данного преступления характерен корыстный мотив.
Субъект преступления – лицо, достигшее 16 лет.
Лицо может быть привлечено к ответственности по ст. 175 УК РФ и в случае, когда приобрело имущество, добытое преступным путем, у неустановленных следствием лиц.
Сбыт и приобретение имущества, добытого преступным путем (ч. 1 ст. 175 УК РФ) карается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору, в отношении нефти и продуктов её переработки, автомобиля или иного имущества в крупном размере влечет наказание до пяти лет лишения свободы со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, в составе организованной группы либо с использованием служебного положения – до семи лет лишения свободы со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев и ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.
Росгвардия наделена полномочиями по созданию и применению добровольческих формирований
Так, Федеральным законом от 25.12.2023 № 639-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что добровольческие формирования Росгвардии будут привлекаться для выполнения отдельных возложенных на нее задач в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании войск Росгвардии за пределами территории РФ.
Росгвардия самостоятельно определяет численность добровольческих формирований, их организацию, районы их действий, стоящие перед ними задачи, порядок управления ими, срок использования добровольческих формирований, а также порядок прекращения и иные вопросы их деятельности.
Соответствующие изменения внесены в законодательные акты РФ, регулирующие особенности правового статуса добровольческих формирований и граждан, в них пребывающих (пребывавших).
Также в числе прочего установлено, что лицо, в отношении которого осуществляется административный надзор, не несет ответственность, предусмотренную законодательством РФ, за несоблюдение до дня вступления в силу настоящего федерального закона административных ограничений или невыполнение обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в связи с призывом его на военную службу по мобилизации либо заключением им в период мобилизации (период военного положения) контракта о прохождении военной службы или контракта о пребывании в добровольческом формировании, предусмотренном Федеральным законом от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне».
Материнский капитал разрешено направлять на реконструкцию жилого дома.
В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2023 № 682-ФЗ «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» теперь часть средств материнского капитала разрешено направлять на реконструкцию жилого дома блокированной застройки.
Закон принят в целях исполнения Постановления КС РФ от 21 декабря 2022 г. № 56-П.
Согласно внесенным изменениям средства в сумме, не превышающей 50% размера средств материнского (семейного) капитала, могут быть выданы владельцу сертификата на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, а теперь также и на реконструкцию дома блокированной застройки на основании сведений, указанных в части 1.1 статьи 10 Закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Дополнен перечень административных правонарушений в области охраны окружающей среды
Так, Федеральным законом от 25.12.2023 № 668-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» с 1 марта 2024 года дополняется перечень административных правонарушений в области охраны окружающей среды.
Речь идет о нарушении порядка представления информации во ФГИС учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности либо порядка ее размещения в данной системе, а также нарушении требований в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) отдельных производственных объектов.
Установлены размеры штрафов, налагаемых за совершение указанных правонарушений на должностных лиц, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на юридических лиц; предусмотрено, что административная ответственность не применяется в отношении отдельных опасных производственных объектов, введенных в эксплуатацию до 1 сентября 2023 года; уточнено, что под отдельными производственными объектами, отдельными опасными производственными объектами понимаются объекты, определенные в качестве таковых Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
С 01.02.2024 Федеральная служба судебных приставов обязана вести госреестр профессиональных коллекторских организаций
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2023 № 1999 Федеральная служба судебных приставов определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным вести государственный реестр профессиональных коллекторских организаций, перечень кредитных и микрофинансовых организаций, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц, и осуществлять федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью профессиональных коллекторских организаций, а также кредитных и микрофинансовых организаций, включенных в указанный перечень.
С 1 июня 2024 года для некоммерческих организаций печать станет необязательна
Согласно Федеральному закону «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация (НКО) считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Она создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации и праве в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории, за исключением установленных законом случаев. Некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке.
Федеральным законом от 02.11.2023 № 525-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях».
Начиная с 1 июня 2024 года некоммерческие организации вправе, но не обязаны иметь печать. Федеральным законом может быть предусмотрена обязанность некоммерческой организации использовать печать.
Если печать будет выпущена, она будет отражать полное наименование юридического лица на русском языке. Сведения о наличии печати должны быть закреплены в уставе.
Для государственных и муниципальных учреждений требование иметь печать сохраняется.
Об освобождении от налога отдельных доходов
Федеральным законом от 14.11.2023 № 533-ФЗ, вступившим в силу 01.01.2024, внесены изменения в статью 217 Налогового кодекса Российской Федерации.
Установлено, что не подлежат налогообложению в том числе доходы в виде грантов, премий, призов и (или) подарков в денежной и (или) натуральной формах по результатам участия в соревнованиях, конкурсах, иных мероприятиях, перечень которых утвержден высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации или решением представительного органа муниципального образования, в виде оплаты стоимости проезда к месту проведения таких соревнований, конкурсов, иных мероприятий и обратно, питания (за исключением стоимости питания в сумме, превышающей размеры суточных, предусмотренные пунктом 1 статьи 217 НК РФ) и предоставления помещения во временное пользование, полученные налогоплательщиком за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
Также освобождены от налогообложения доходы в виде единовременного денежного поощрения, полученные налогоплательщиками в соответствии с Указом Президента РФ от 13.05.2008 № 775 «Об учреждении ордена «Родительская слава», Указом Президента РФ от 15.08.2022 № 558 «О некоторых вопросах совершенствования государственной наградной системы Российской Федерации».
Внесенные изменения распространяются на доходы, полученные с 01.01.2023.
Изменения относительно ежемесячной выплаты по уходу за ребенком-инвалидом
С 1 января 2024 года вступил в силу Указ Президента РФ от 01.12.2023 № 912 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 26.02.2013 № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы».
Так, ежемесячные выплаты в размере 10 тыс. рублей по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы полагаются трудоспособным родителям (усыновителям) или опекунам (попечителям), неработающим либо осуществляющим трудовую деятельность на условиях неполного рабочего времени, в том числе на указанных условиях дистанционно или на дому.
Расширен перечень деятельности в сфере социального предпринимательства
В соответствии с изменениями, внесенными в статью 24.1 Федеральный закон от 12.12.2023 N 578-ФЗ «О внесении изменений в статью 24.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» расширен перечень категорий граждан, при обеспечении занятости которых субъекты МСП, осуществляющие деятельность в сфере социального предпринимательства, могут претендовать на получение поддержки от органов государственной власти и органов местного самоуправления
Внесенными изменениями в указанный перечень включены лица, проходившие военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках Росгвардии, органах принудительного исполнения РФ и принимавшие участие в специальной военной операции на территориях Украины, ДНР и ЛНР с 24 февраля 2022 года, на территориях Запорожской и Херсонской областей с 30 сентября 2022 года и (или) выполнявшие возложенные на них задачи на указанных территориях в период проведения специальной военной операции, а также ветераны боевых действий.
За повторную передачу осужденным средств связи введена уголовная ответственность
Федеральным законом от 19.12.2023 № 597-ФЗ в Уголовный кодекс Российской Федерации введена статья 321.1.
Данная норма предусматривает уголовную ответственность за передачу следственно-арестованным или осужденным средств мобильной связи и иных средств коммуникации и/или комплектующих к ним, если таким лицам запрещено хранить и пользоваться ими.
При этом такие действия станут преступными в том случае, если они совершены лицом, ранее судимым по данной статье либо подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, предусмотренное ч. 2 ст. 19.12 КоАП РФ.
Совершение указанного преступления влечет наказание в виде штрафа в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 до 2 лет, либо принудительных работ на срок до 2 лет, либо лишения свободы на тот же срок.
Одновременно внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Передача, а также попытка передачи любым способом средств мобильной связи и коммуникации и (или) обеспечивающих их работу комплектующих к ним, приобретение, хранение или использование которых указанным лицом запрещено законом, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, повлечет наложение штрафа в размере от 25 тысяч до 50 тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.